Тавадян: Успех ЕАЭС — в скоординированной политике по разным направлениям

Для развития Армении соотношение экспорта к ВВП должно достичь 30%, сейчас этот показатель составляет 16%. Это должно быть главной целью правительства, в противном случае существенного развития в Армении не будет, поскольку для страны с малой экономикой внутренний рынок весьма ограничен. Об этом в ходе конференции «Актуальные угрозы и вызовы армяно-российскому стратегическому союзу» в Гюмри заявил доктор экономических наук, член Евразийского экспертного клуба Ашот Тавадян.

По его словам, ежегодный объем экспорта составляет $ 1,5 млрд, а в 2016 году этот показатель достигнет $ 1,6 млрд. «Нам нужно довести эту цифру до $ 3 млрд. Только в этом случае мы сможем решать наши социальные проблемы, в том числе в военно-промышленной сфере. Ключевую роль в росте экспорта играет его структура. Основная перспектива роста экспорта готовой продукции, у которой высокий процент добавленной стоимости — это Россия. Объемы поставок в Россию и ЕС примерно равны, но в Евросоюз Армения экспортирует главным образом сырье», — отметил он.

Приведя данные Национальной статслужбы, Тавадян отметил, что объем экспорта за первое полугодие 2016 года составил $ 815 млн, увеличившись на 16,7% по сравнению с тем же периодом 2015 года. В первом полугодии 2016 года экспорт из Армении в ЕАЭС вырос на 83,7% (составив $ 174,6 млн). При этом экспорт из Армении в Россию за отчетный период вырос на 87,5% (до $ 168 млн).

Фактически рост экспорта был обеспечен за счет роста экспорта в Россию, тем более при неблагоприятных ценах на цветные металлы, экспортируемые в основном в Евросоюз. Такой показатель внушает оптимизм и позволяет предполагать, что бизнесу Армении удалось преодолеть те неопределенности в понимании процедур экспорта в государства ЕАЭС, которые существовали в 2015 году — в первый год членства Армении в организации.

Эксперт заметил, что причины роста экспорта из Армении в ЕАЭС связаны с несколькими факторами. Это и подписание соглашения с ЕАЭС о снятии таможенных пошлин, и упрощение всех процедур — от оформления и получения лицензий на экспорт до таможенного оформления — также стабилизация курса российского рубля, снижение цен на газ для конечных потребителей с 156 драмов до 146,7 драмов (на 6%), что дало определений эффект для тепличных хозяйств.

«Необходимо использовать все возможности, созданные договором о ЕАЭС и позицией Армении в Евразийской комиссии для создания совместных предприятий как с российскими, так и китайскими и иранскими партнерами. Имеются перспективы армянско-российского сотрудничества в сфере машиностроения, электротехники и приборостроения, привлечения китайских инвестиций в производство стройматериалов и строительство плавилен меди. Отмечается заинтересованность и иранской стороны в создание совместных предприятий в сфере бытовой химии и пищевой промышленности. Данный результат можно считать позитивным на фоне санкций, применяемых в отношении России, с положением с ценами на нефть, что конечно же является вызовом для ЕАЭС», — подчеркнул он.

Тем не менее, заявил Тавадян, необходимо скорректировать приоритеты экономической политики, четко определить и согласовать ее цели, сформулировать новую модель развития экономики для стран ЕАЭС и спрогнозировать ожидаемые результаты.

Закон «О промышленной политике» РФ является базовой основой для России, чтобы идентифицироваться не просто крупной региональной страной, а державой с крупнейшим потенциалом, в первую очередь, в сферах экономики, обеспечивающих новую индустриализацию. Это, по словам докладчика, необходимо России и всем членам ЕАЭС, ибо страны с малой экономикой, как показывает и мировой опыт, обычно не могут занять достойную нишу в сфере современной индустриализации без емкого рынка, согласованной экономической политики и сложения своего финансового и ресурсного потенциала.

При этом Тавадян отметил, что санкции могут быть стимулом развития инновационной промышленности, причем не только в России, но и в других странах ЕАЭС. Для этого требуется проводить согласованную экономическую политику и в данной сфере. Что касается инфляции, то, как заметил экономист, в России, Белоруссии и в Армении ее показатели существенно различаются.

«Чтобы избежать инфляции выше 5,5% ЦБ Армении вынужден стабилизировать курс, кстати за счет займов МВФ. Ибо импорт у нас в три раза превосходит экспорт. В результате растет государственный долг, теряем в золотовалютных резервах, имеем высокую ставку рефинансирования и самый низкий уровень монетизации в ЕАЭС, теряем по экспорту. Не следует платить такую цену. При этом инфляция была бы выше, но потери были бы минимальны. России также следует принять дополнительные меры для снижения уровня инфляции. Эти взаимные меры способствовали бы росту товарооборота и при этом были бы выполнены ключевые требования договора», — считает экономист.

При четком выполнении ключевых статей договора, как отметил Тавадян, явно целесообразен переход в странах ЕАЭС на расчеты в рублях в торговле стратегическими товарами и отказ к привязке к доллару, что позволит интенсифицировать взаимные расчеты в национальных валютах и сократить долларизацию. Следует проводить взаимную торговлю стратегическими товарами на базе рубля без привязки к доллару. Это, указал докладчик, непосредственно следует из договора о Евразийском экономическом союзе. Армянский экономист особо подчеркнул, что при неприменении на практике взаиморасчетов в национальной валюте, хотя бы по определенному сегменту продуктов, у центральных банков стран ЕАЭС не будет ясного стимула для четкого выполнения требований договора о ЕАЭС, а также согласования и принятия соответствующих нормативов и документов. Взаиморасчеты в национальных валютах прямо способствуют проведению согласованной и более рациональной политики плавающего курса, что необходимо, дабы обезопасить экономику от колебаний национальных валют к доллару, снизить уровень долларизации в странах ЕАЭС, а также затраты на конвертацию.

Следующим пунктом, мешающим развитию экономик стран-участниц ЕАЭС является коррупция, а согласно классификации Transparency International, ее уровень в странах ЕАЭС нельзя считать удовлетворительным. Тавадян напомнил, что при максимально возможном индексе восприятия коррупции в 100 баллов, в Армении он составляет 35, в других стран ЕАЭС 32 и ниже. То есть, быстрое преодоление критического порога индекса восприятия коррупции (50 из возможных 100 баллов) должно стать ориентиром для стран ЕАЭС. Однозначно, что неэффективность борьбы с коррупцией, тем более коррупционные проявления, должны быть сведены к минимуму изначально.

«Формирование ЕАЭС пойдет по лучшему сценарию, если удастся осуществить ключевые требования договора о союзе и проводить скоординированную промышленную политику, согласованную налогово-бюджетную, денежно-кредитную, в особенности валютную политику. Также чрезвычайно важно разработать и согласовать меры по эффективному противодействию коррупции. Конечно тут играет свою роль координация социальной, да и внешней политики. Ключ к успеху интеграции стран Евразии и укреплению их экономической безопасности в первую очередь находится в их руках», — резюмировал свою речь Ашот Тавадян.

Отметим, что конференция была организована общественной организацией «Интеграция и развитие» совместно с Государственным педагогическим институтом Гюмри, Евразийским экспертным клубом, экспертной сетью «Международные отношения и экономическая интеграция на Южном Кавказе», обществом «Знание» России, некоммерческим партнерством «Кавказское сотрудничество».

EurAsia Daily. 23.10.2016

Читайте также: