Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев: США хотят "разорвать" Содружество
Генеральный секретарь СНГ Сергей Лебедев в интервью ТАСС заявил о желании США "оторвать" страны Содружества от России, рассказал о том, плохо ли СНГ без Украины, и ответил, сможет ли этот формат выжить в будущем.
— Начать хотелось бы с одной из непростых тем для Содружества, которая активно подогревается в последнее время, — с Молдавии. Кишинев предпринимает шаги по денонсации ряда соглашений в рамках СНГ. Как вы считаете, может ли такое произойти, что Молдавия выйдет из Содружества? И правда ли, что Кишинев перестал платить некоторые взносы?
— Здесь вы правы в том, что раздаются голоса в Молдове со стороны некоторых политиков, общественных деятелей о необходимости или о желательности выхода из Содружества Независимых Государств. Но, к моему удовлетворению и к удовлетворению других стран СНГ, я уверен, пока эти призывы не нашли поддержки в руководстве страны. Да, прозвучали заявления, что стоит подумать над тем, есть ли смысл дальше оставаться в Содружестве, с учетом европейской ориентации нынешнего руководства Молдовы.
Но практика показывает и жизнь сама показывает, что сотрудничество в рамках СНГ остается выгодным Молдове. Это позволяет осуществлять торговлю на выгодных условиях, транспортировку товаров. И много других элементов содержится в Содружестве, которые в настоящее время полезны и выгодны для Республики Молдова.
Поэтому меня, честно говоря, радует и удовлетворяет, что пока никаких практических шагов по выходу Молдовы из Содружества Независимых Государств не предпринимается. Что касается денонсации каких-то соглашений и договоров, то тоже мы пока таких фактов привести не можем. Но с сожалением восприняли решение руководства Республики Молдова о прекращении финансирования межгосударственной телерадиокомпании "Мир", которая активно работала в Кишиневе. И для меня было важно, что журналисты телекомпании "Мир" давали хорошую картину жизни, рассказывали о ситуации в Республике Молдова для других стран СНГ. Сейчас, к сожалению, Молдова теряет возможность рассказывать о жизни в республике другим соседям.
Что касается европейского вектора развития международных отношений Республики Молдова, то многие лидеры стран Содружества, и в частности Российской Федерации, говорили, что одно не должно мешать другому. Почему движение в сторону Европы должно обязательно сопровождаться, скажем так, расторжением соглашений и договоров или свертыванием сотрудничества со странами СНГ? Одно другому не должно мешать, можно развивать одно и сохранять другое.
Поэтому большинство стран Содружества выступает за сохранение членства Республики Молдова в Содружестве Независимых Государств и за сохранение сотрудничества.
— Украина де-факто уже давно не участвует в активной работе Содружества. Плохо ли СНГ без Украины?
— Ничего хорошего в этом нет. Откровенно, как нормальный человек, много лет проживший на Украине и знающий о тесных связях экономических, культурных, гуманитарных Украины, существовавших до недавнего времени с другими странами Содружества, в первую очередь с Россией, с Белоруссией, я хочу сказать, что ничего хорошего для Содружества нет. И большинство государств высказывают сожаление в связи со свертыванием Украиной взаимодействия со странами СНГ в рамках организации. Но не могу не сказать также, что еще больший ущерб, как мне представляется, от свертывания связей нанесен самой Украине.
Потому что всем известно, что Содружество Независимых Государств — это самодостаточное образование, у нас есть огромные ресурсы, технологическая база в странах Содружества, здесь и Россия, и Белоруссия с хорошим промышленным и научно-техническим потенциалом, Казахстан, Узбекистан, другие страны Содружества, полезные ископаемые на их территориях. Мы самодостаточные, но вот Украине одной без СНГ намного сложнее, конечно. Неоднократно руководители стран СНГ выражали надежду, что Украина рано или поздно вернется к нормальным добрососедским отношениям и с Россией, и с Белоруссией, и с другими странами Содружества.
— Есть ли у СНГ какие-то данные, что Запад готовит все новые и новые провокации на территории какой-либо из стран СНГ? Как вы считаете, может ли "полыхнуть" где-то в ближайшее время?
— Такие данные, к сожалению, есть. Более того, эти попытки дестабилизировать ситуацию в странах Содружества очевидны и не скрываются. Об этом говорил президент Республики Беларусь [Александр Лукашенко] неоднократно, о той опасной концентрации вооруженных сил на границе с Беларусью, о происках белорусской оппозиции, которая если раньше говорила о законном приходе к власти в Минске, то сейчас уже говорит и о возможном вооруженном захвате власти, и задействовании в этом тех батальонов, подразделений, которые сейчас воюют на территории Украины: так называемый батальон имени Кастуся Калиновского, какие-то другие.
То есть такие попытки есть, такое желание дестабилизировать ситуацию есть. Последние визиты и заявления государственного секретаря Соединенных Штатов Америки [Энтони Блинкена] во время его визитов в страны Центральной Азии тоже говорят о том, что очень велико желание разорвать СНГ, разрушить СНГ, оторвать страны Содружества от России. Это нас, конечно, не может не беспокоить, и в этой связи страны Содружества стараются консолидировать свои усилия в целях противодействия вот этому давлению, которое оказывается на наши страны.
— Президент Белоруссии Александр Лукашенко часто прямо говорит, что Запад планирует нападение на Белоруссию. Какое есть понимание этого вопроса среди участников СНГ? Есть ли какие-то механизмы для того, чтобы купировать эту угрозу?
— Понимание есть, и большинство государств Содружества высказываются, естественно, категорически против таких попыток, выражают солидарность с Республикой Беларусь. Вот об этом шла речь на состоявшемся недавно заседании Совета министров иностранных дел СНГ в Самарканде, где руководители внешнеполитических ведомств стран СНГ высказывали солидарность с Республикой Беларусь в противодействии давлению, которое оказывается на республику. Что касается конкретно оказания военной помощи, то мне представляется, что здесь достаточно тех заверений и знаков солидарности, которые были проявлены руководством Российской Федерации в рамках Союзного государства. Мне кажется, это должно охладить горячие головы на Западе и помешать реализации этих опасных планов, о которых сейчас идет речь в средствах массовой информации.
— Недавно опубликована обновленная Концепция внешней политики России. Там есть один из пунктов, согласно которому РФ может оказывать военную помощь своим союзникам. Распространяется ли это на всю территорию СНГ и будут ли созданы новые механизмы запроса помощи?
— В рамках Содружества Независимых Государств нет каких-то договоров или соглашений, предусматривающих оказание военной помощи. Такие договоренности есть в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Союзного государства России и Белоруссии. Но, в случае обращения какой-то из сторон к другим членам СНГ, я глубоко убежден, что такая помощь будет оказана.
— Финляндия скоро присоединится к НАТО. Какую это угрозу несет для СНГ?
— Прозвучали соответствующие заявления в Российской Федерации, поскольку Финляндия граничит из стран СНГ лишь с Россией, о том, что какой-то радикальной, смертельной угрозы членство Финляндии в НАТО для России не представляет. С другой стороны, конечно же, мы глубоко сожалеем о том, что нейтральная Финляндия, которая всегда сохраняла и развивала добрые, добрососедские отношения с Российской Федерацией, а через Российскую Федерацию как транзитную страну — и с другими странами СНГ, сейчас оказалась в таком положении. Никто ей не угрожал и не угрожает, поэтому мы опять же здесь сожалеем об этом шаге Финляндии, который не укрепляет безопасность страны, честно говоря, но и, естественно, не способствует сохранению безопасности Российской Федерации и других стран Содружества.
— Биолаборатории на территории стран СНГ. Со всеми ли странами есть понимание в этом вопросе или все-таки с кем-то прозрачность отсутствует?
— Эта тема обсуждается со всеми странами СНГ. Я неоднократно присутствовал на экспертных консультациях, в первую очередь по линии Министерства обороны Российской Федерации и Министерства иностранных дел. Эта тема поднимается Россией в первую очередь. И с большинством стран СНГ есть понимание, есть обмен информацией по этой тематике, но степень и глубины обмена разные, я не буду скрывать. Тем не менее понимание и взаимодействие есть по этой тематике.
— СНГ проводит много заседаний и встреч. Расскажите, пожалуйста, часто ли случаются споры? И правда ли, как утверждают некоторые эксперты, что только Россия имеет решающее право голоса?
— Ну, я бы не назвал это спорами, есть довольно-таки живые и острые дискуссии, я был свидетелем некоторых из них. Разговоры в узком формате и на уровне глав государств, и глав правительств очень откровенные. И как-то несколько раз прозвучала такая фраза, что "дорогие друзья, соседи, вот разве можно представить, что вот такой откровенный, открытый разговор, доверительный, проходит в рамках "двадцатки", "семерки", "восьмерки" в свое время". Нет, там чистый официоз, вот такого откровенного разговора не получается. А здесь идет откровенное обсуждение, как в одной семье. Это отмечалось, что мы в одной семье можем поговорить открыто и остро. Но самое главное для меня как участника таких острых дискуссий то, что вся эта острота направлена все-таки на достижение позитивного результата. И заканчиваются всегда эти дискуссии все-таки нахождением каких-то компромиссов, решений в интересах сторон участников. И это самое главное.
— Последним вопросом хотелось бы вас попросить заглянуть в будущее. Как вы считаете, сохранит ли СНГ свой формат, есть ли жизнь у СНГ?
— Я глубоко убежден, что СНГ сохранится еще многие годы. Здесь есть несколько причин для этого. Во-первых, мы государства-соседи. А соседи, которые Богом обречены жить рядом, они же обречены и на тесное взаимодействие, потому что состояние войны — противоестественное в отношениях и между людьми, и между государствами. Всем больше импонирует, естественно, состояние мира, добрососедства. Более того, отношения мира и добрососедства способствуют и поступательному экономическому развитию. А кто будет вкладывать средства в экономику нестабильных государств, где нет гарантии сохранности этих средств? И так далее. Поэтому то, что мы рядом, вместе, то, что нас связывают столетние по своей продолжительности отношения дружбы, добрососедства, родственные связи, они еще до сих пор сохранились, — это своего рода гарантия того, что мы сохраним наши добрососедские отношения.
Еще для меня важным аргументом в пользу того, что СНГ сохранится, является тот факт, что я на протяжении 15 лет нахождения на этом посту еще ни разу не слышал из уст глав государств, глав правительств, министров иностранных дел ни одного слова в пользу распада, выхода из СНГ.
Наоборот, все эти встречи, все дискуссии, все разговоры, беседы и в широком формате, и в узком формате направлены на сохранение и развитие СНГ. Повышение эффективности — да, устранение недостатков в нашем сотрудничестве — да, решение проблем, которых, к сожалению, хватает, — да, но ликвидация СНГ, роспуск СНГ — об этом речи не было, нет и я надеюсь, что не будет.
Беседовала Юлия Шарифулина
ТАСС. 20.04.2023