Центральная Азия в точке бифуркации
Александр Кобринский, доктор исторических наук, директор Агентства этнонациональных стратегий
Обещанная западными идеологами и экспертами глобализация по-западному откладывается. Более того, мир перешел к яркому процессу суверенизации и четкому осознанию странами незападного мира своих глубоко национальных интересов в рамках существующих государств. Деглобализационный процесс ведет к неизбежному столкновению двух идей – глобализационной и суверенизационной. Что неизбежно ведет мир на путь создания как минимум двух блоков, жестко противостоящих друг другу. И если в XX веке противостояние происходило главным образом по линии методов хозяйствования – частная или государственная (общественная) собственность, то новый век принес качественно иное столкновение человечества: будет ли мир моноцентричный с одним гегемоном и стертыми этнокультурными границами или же мир останется полицентричным с сохранением этнокультурного разнообразия.
Сегодня идет формирование новых блоков и переформатирование существующих. Политикам и гражданам всех стран следует понимать, что центрами притяжения, с одной стороны, становится НАТО, с другой – ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и БРИКС (ассоциация государств с развивающейся экономикой: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР). Ярко демонстрирует процесс турбулентности, например, отход Саудовской Аравии от безусловной поддержки англосаксонского мира в общем и США в частности, размежевание во взглядах Германии и Франции, внутри ЕС – позиция Венгрии, в самом НАТО – позиция Турции и многие другие показатели. С другой стороны, таким указателем служит, например, предложение бывшего помощника президента США по нацбезопасности Джона Болтона пригласить (в переводе c дипломатического языка – заставить) войти в НАТО Израиль, Японию и Австралию. Это предложение не просто о расширении НАТО.
Оно о понимании англосаксами нескольких важных моментов: 1) грядет межблоковое столкновение, 2) они не успевают не только «раскрутить» новый союз – AUKUS, но и это, похоже, весьма накладно для них, 3) кроме того, в результате СВО (специальной военной операции) и экономического удара по ЕС англосаксонский мир более не может надеяться только на Европу, 4) в связи с возможным распространением противостояния на Азиатско-Тихоокеанский регион англосаксы рассматривают вопрос расширения НАТО и на восток, то есть универсализацию Североатлантического альянса.
В этих условиях особую значимость приобретает как борьба формирующихся блоков за Центральную Азию, так и позиция самих центральноазиатских республик.
Некоторое время назад мы наблюдали, как англосаксы пытались подчинить себе Центральную Азию традиционным своим инструментарием через государственные перевороты, гражданское противостояние и межгосударственные конфликты. Волнения и гражданские столкновения прошли практически по всем республикам. Время показало, что такой подход не сработал. Республики остались в фарватере суверенизационной политики.
Тогда коллективный Запад решил несколько разнообразить свой подход. И в страны Центральной Азии вереницей потянулись разнообразные западные функционеры, в том числе самого высокого уровня – от Энтони Блинкена, Шарля Мишеля, Урсулы фон дер Ляйен до Жозепа Борреля.
Целью этих визитов было и остается посулами и шантажом заставить руководство центральноазиатских государств отказаться от союзнических отношений с Россией в пользу ориентации на страны Запада и в конечном счете на НАТО.
Когда и этот подход не принес значимых для НАТО результатов, англосаксы перешли к третьей стадии давления на республики, которая предполагает возврат к организации протестных акций на фоне угроз и шантажа.
В Таджикистан Еврокомиссия запланировала направить 3 млн евро на поддержку «свободных СМИ» и организаций «гражданского общества». Не исключено, что здесь все эти деньги пойдут на поддержку националистических элементов и разжигание розни с ближайшими соседями – Киргизией и Узбекистаном.
В Киргизии на пост советника министра образования западным лобби был выдвинут Шамиль Ибрагимов, более 10 лет возглавлявший киргизское отделение фонда Сороса.
Знаменитыми стали слова Ибрагимова: «…новый закон об образовании, который инициировало гражданское общество в противовес закону от государства, должно продвигать в первую очередь академическую свободу слова и гибкость. Без этих двух элементов мы будем продолжать мурыжить наших детей «Словом о полку Игореве», в то время когда мир изучает новейшую литературу, развивающую эмпатию, гражданское самосознание».
Давно говорят, что АУЦА (Американский университет Центральной Азии) в Бишкеке превратился в место действия для ЛГБТ-сообщества, которое отрабатывает главным образом свою повестку, далекую от национальных интересов Киргизии.
В Узбекистане более 700 тыс. безработных молодых людей, и население республики растет, следовательно, властям Узбекистана жизненно важно не только сохранение уже существующих рабочих мест, но и создание новых. На этом фоне США отказываются снять санкции с олигарха Алишера Усманова и его бизнеса в Узбекистане, прекрасно понимая, какой удар они наносят не по Усманову, а по экономике Узбекистана. В холдинг Усманова USM входит градообразующее предприятие «Ахангаранцемент», который попадает под санкции. Соответственно все компании, с ним сотрудничающие, автоматически могут попасть под западные санкции, кроме того, это огромные налоги в бюджет. Фактически это прямой шантаж республики и давление на ее руководство, которое в недалеком прошлом преодолело кризис в Каракалпакии, во многом вызванный экономическими неурядицами в регионе. И все это накануне референдума по изменению Конституции республики.
Опять произошли протесты в Жанаозене в Казахстане, сценарий очень напоминает январские протесты и последующие погромы, только если тогда поводом было подорожание газа, сейчас повод другой. Для тех, кто хочет спровоцировать гражданский конфликт, не имеет значения, с чего начинать, со справедливых требований людей или с проплаченных националистов, потерявших здравый смысл и заразившихся русофобией. Нельзя не видеть, что в ходе последней избирательной кампании партия «Ак Жол», имеющая явно националистические тона в своей палитре, набрала 8,41%. Если это просто политическая игра казахстанских властей, это само по себе плохо, если же это воля избирателей, то уровень проникновения западной пропаганды в России явно недооценивают.
Идеальный план – превращение Казахстана во вторую Украину, но можно и просто вначале выдавить Россию, создать там военную базу НАТО, после чего КНР выдавливается из Казахстана без особых усилий.
На этом фоне республики Центральной Азии со своей стороны выстраивают внутрирегиональное сотрудничество, что скорее говорит о понимании геополитических вызовов, нависших над регионом. Более тесные совместные действия позволят эффективнее противостоять англосаксонскому давлению на регион, тем более что эффективных инструментов давления у коллективного Запада на республики Центральной Азии нет. Именно поэтому в ход идут угрозы дестабилизации, подкуп, интриги.
Именно благодаря присутствию России в регионе республикам Центральной Азии до сих пор удавалось избежать превращения в очередную базу и площадку НАТО. В отличие от стран западной демократии как Россия, так и Китай несут в ЦА инвестиции в реальный сектор экономики, создавая рабочие места и предприятия. Даже просто совместная работа России, Казахстана и Узбекистана по созданию газового альянса позволит существенно улучшить положение граждан Киргизии и многих предприятий региона.
Россия и Китай, являющиеся центрами противостояния НАТО, все еще остаются главными торгово-экономическими партнерами центральноазиатских республик. Но ЦА сегодня находится в точке бифуркации, когда из множества путей ей предстоит выбрать единственно верный, который на десятилетия определит жизнь людей. И выбор прост и сложен одновременно. С НАТО и стертыми этнокультурными границами или же с ШОС и БРИКС и сохранением этнокультурного разнообразия. Третьего пути не будет, как и не будет больше многовекторности. Мир делится на два блока. Борьба за Центральную Азию будет серьезной.
НГ-Дипкурьер. 23.04.2023