Режимный проект: ЕС не планирует понижать давление на РФ

Евгения Чукалина


Каких-либо послаблений в санкционном режиме или отмены части мер против России в ближайшее время не намечается, сказали «Известиям» в Евросоюзе. В организации добавили, что Брюссель продолжит реагировать на «дальнейшую эскалацию» против Украины, а десятый пакет санкций против Москвы вряд ли стал последним. Тем не менее европейские политики признали, что согласовывать новые ограничения становится все труднее, а вариантов для их введения все меньше. В РФ напомнили, что западные рестрикции нелегитимны, поскольку приняты без одобрения Совбеза ООН.

Без смягчения

Несмотря на то что Евросоюз ввел уже десять пакетов ограничений в отношении РФ, останавливаться в Брюсселе, судя по всему, не собираются. Как заявил «Известиям» официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано, ждать какого-либо смягчения санкционного режима в ближайшее время не стоит.

— Ослабление санкций или их отмена связаны с изменением поведения, за которое они были введены. Пока мы не видим такого изменения в поведении Кремля, — сказал он. — ЕС и его государства-члены регулярно пересматривают существующие санкции и корректируют их в соответствии с развитием событий на местах.

25 февраля Евросоюз ввел десятый пакет мер, приурочив его к годовщине начала спецоперации. Он, в частности, расширил список товаров, запрещенных к экспорту в РФ (добавлены спецтехника, запчасти для грузовых машин, электроника и товары для строительного сектора, которые могут быть переданы российским военным), запретил транзит через территорию РФ европейских товаров и технологий двойного назначения, ограничил импорт из России битума и синтетического каучука, а также ввел санкции против еще трех российских банков (Альфа-банка, Тинькофф Банка и Росбанка). В общей сложности в новый санкционный список попало 121 физическое и юридическое лицо.

Как подчеркнули в постпредстве России при ЕС, очередные меры, введенные Брюсселем, нелегитимны, как и все предыдущие пакеты. «Они приняты без одобрения Совета Безопасности ООН и потому незаконны. Евросоюз не может этого не понимать», — отметили в ведомстве.

Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков обратил внимание на нелогичность включения в ограничительные списки тех или иных физических и юридических лиц. «Видно, что у них наблюдается определенный дефицит выбора объектов для санкционирования», — заметил пресс-секретарь президента России.

Впрочем, не все члены ЕС остались довольны итоговым документом. В частности, речь идет о Варшаве, которая изначально требовала принятия более жестких мер.

— Польша хочет ввести полный запрет на импорт из России синтетического каучука, который используется для изготовления шин, — пояснил «Известиям» депутат Европарламента от Германии Гуннар Бек. — Однако Италия хочет, чтобы перед непосредственным введением подобного запрета был длительный переходный период, чтобы дать своей шинной промышленности время на поиск новых поставщиков.

Европарламентарий напомнил и о заявлении президента Литвы Гитанаса Науседы, который настаивал на том, чтобы антироссийские меры ударили по госкомпании «Росатом». К слову, по информации польского агентства PAP, среди выдвинутых Варшавой условий также была дальнейшая работа над санкциями в отношении российского атомного сектора. Однако до сих пор такое решение не было принято из-за позиций ряда стран, включая Венгрию, у которых есть связи с РФ в области ядерной энергетики, подчеркнул Гуннар Бек.

— Вполне вероятно, что если ядерная промышленность все же будет включена в последующие пакеты санкций, то некоторые из этих стран будут вести переговоры о переходных периодах, — предположил депутат ЕП. — Евросоюз вводит новые санкции практически каждый месяц. Следовательно, я думаю, что десятый пакет не последний.

Новый пакет

По словам Гуннара Бека, маловероятно, что Брюссель в скором времени начнет ослаблять антироссийские меры, даже несмотря на «разрушительные последствия» ограничений в отношении Москвы для экономики самого Евросоюза. При этом возможностей для санкционных маневров у ЕС всё меньше, признал участник делегации Европарламента по связям с Россией (D-RU), депутат ЕП от Хорватии Иван Вилибор Синчич.

— Не осталось почти ничего, на что еще можно было бы наложить санкции, это недавно подтвердил и председатель Евросовета Шарль Мишель. Именно поэтому потребовалось так много времени, чтобы согласовать десятый пакет, — заявил он «Известиям», отметив, что российские ресурсы чрезвычайно важны для Европы. — ЕС только еле-еле ввел новый пакет, и будет трудно договориться о чем-либо еще. Но очень маловероятно, что рестрикции будут сняты в ближайшем будущем.

Из-за того, что изначально многие антироссийские ограничения ЕС вводил непродуманно, без учета их взаимного эффекта, с каждым новым пакетом санкций государства Евросоюза стремятся учесть пробелы и ошибки, которые были допущены ранее, заметил профессор Государственного университета управления Евгений Смирнов.

— Поэтому в 11-м пакете акцент будет сделан на вторичных санкциях в отношении компаний и лиц третьих стран, которые способствуют тому, чтобы РФ обходила введенные барьеры. Многие товары европейского производства продолжают поставляться в Россию. Об этом свидетельствует, в частности, резко возросший импорт из Казахстана, Узбекистана и Турции. Со стороны ЕС будут расширяться меры экспортного контроля в отношении поставщиков товаров в эти страны, — отметил он.

Кроме того, можно ожидать повышения импортных тарифов на поставки из РФ цветных и драгметаллов, допустил экономист в беседе с «Известиями». При этом камнем преткновения для стран ЕС во время согласования очередного пакета санкций останется атомная энергетика, ведь ограничения в этой области встречают острое сопротивление со стороны Франции и Венгрии, добавил эксперт.

Хоть маневров для новых ограничений в рамках очередного пакета действительно становится меньше, они по-прежнему есть, предупредил директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. По его словам, в дальнейшем будут вводиться «не количественные, а качественные» санкции, направленные на пресечение схем обходов уже действующих мер, а также на наращивание усилий по преследованию нарушителей. Что касается атомного сектора, то в ЕС продолжится непростая дискуссия по этому вопросу. Впрочем, в последний европейский пакет уже попал «Росатомфлот», так что «процесс фактически запущен», считает эксперт.

При этом Иван Тимофеев добавил: если смотреть не только на рестрикции ЕС, но и на ограничения, введенные другими западными странами, то в совокупности десятый раунд оказался достаточно серьезным. В частности, сужаются возможности использования российских банков и транзакций через них в долларах и евро. Кроме того, ужесточается экспортный контроль, что ударит по возможностям параллельного импорта. Несмотря на то что ограничения сказываются не сразу, придется искать новые пути логистики или финансовых операций, резюмировал он.

Известия. 01.03.2023

Читайте также: