Россия пережила год с галопирующей инфляцией

Анастасия Башкатова


2022-й Россия прожила в условиях галопирующей инфляции. В 2023-м, если обойдется без форс-мажоров, галоп должен смениться ползучим ростом цен в диапазоне от 5–6 до 7–8%, ожидают аналитики. Экономика на распутье. По расчетам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), спад ВВП РФ в 2023-м будет глубже правительственных прогнозов. А значит, спрос не выправится и ценам подскакивать некуда. В ретейле, однако, надеются на рост продаж, в частности, продуктов питания. Оживает импорт, и стоит рублю ослабнуть, как верхняя планка инфляции снова сдвинется к 10%.

В начале года зафиксирован скачок цен. В основном он связан с «частичным, но далеко не полным» повышением регулируемых тарифов на транспорт и жилищные услуги, сообщил ЦМАКП в обзоре «О динамике инфляции» за первую половину января.

Так, судя по приведенным данным, за две недели проезд в метро подорожал примерно на 7%, в трамвае – почти на 6%, в троллейбусе – на 4%, в городском автобусе – почти на 3%. Плата за жилье в государственном (муниципальном) жилом фонде возросла более чем на 2%. Дорожали и подакцизные товары – рост в течение двух недель составил около 1%.

«Одновременно отмечен сезонный и усиливаемый проблемами с логистикой по ряду направлений импорта скачок цен на плодоовощную продукцию (на 9,7% за две недели), – сообщает руководитель направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов. – Этот рост имел фронтальный характер. Особенно высоким он был на парниковые овощи: огурцы подорожали на 19% за две недели, помидоры – на 17%. Цены на лук возросли на 11%, на морковь – на 10%».

Быстро повышались цены на медикаменты, особенно используемые для профилактики и лечения ОРВИ, гриппа и ковида: по ряду наименований рост стоимости за две недели составлял от 1 до 2%. «Наконец, частичный возврат на полки «дорогого» потребительского импорта сопровождался скачком цен на бытовую электронику: смартфоны прибавили в цене 2,3%, телевизоры – 15%», – следует из обзора.

Но если брать итоги прошлого года, то, как отмечает аналитический портал HSE Daily, в 2022-м инфляция в России составила 11,94%, что «в разы ниже большинства прогнозов, сделанных прошлой весной». В этом году Центробанк (ЦБ) ожидает получить снижение потребительской инфляции до 5–7%.

Однако, как сообщается на портале, и 12-процентная инфляция – это «совсем не маленькая величина». «Инфляция до 10% считается ползучей, с ней довольно несложно бороться монетарными методами, инструментами денежно-кредитной политики. И она не сильно бьет по потребительским настроениям. Инфляцию от 10 до 50% годовых уже называют галопирующей, а выше 50% – гиперинфляцией», – приводит портал разъяснения директора Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгия Остапковича. В последние несколько лет, как он напомнил, инфляция в РФ составляла около 4%, «и то считалось, что с ней необходимо бороться».

Опрошенные «НГ» аналитики, впрочем, немного поспорили с тезисом о галопирующей инфляции. Инфляцию на уровне 12% «формально по одному из определений можно считать галопирующей, на что в значительной мере повлияли геополитические события», говорит руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая. Однако, по ее уточнению, основная часть годового роста цен – более чем на 80% – реализовалась именно в первом квартале 2022-го.

«А с мая сезонно сглаженные месячные темпы инфляции в пересчете на год остаются ниже целевых 4%, на что повлияли укрепление рубля во втором квартале 2022-го, слабый потребительский спрос, рекордный урожай», – перечислила Беленькая.

«Говорить о России как о стране с галопирующей инфляцией преждевременно. Во второй половине года наблюдались недели с отрицательной инфляцией или околонулевым ростом цен», – добавил директор департамента «ИВА Партнерс» Артем Тузов.

Сейчас после прошлогоднего разового шока инфляция затухает, сообщил «НГ» и эксперт Центра развития НИУ ВШЭ Игорь Сафонов. «Кроме того, изменение цен очень неоднородно, – продолжил он. – В структуре инфляции присутствуют как позиции, подорожавшие на 30% за год (например, моющие и чистящие средства, парфюмерия и косметика – по состоянию на конец декабря), так и подешевевшие на 4–6% (яйца, телевизоры, смартфоны)».

Беленькая, в свою очередь, указала еще на существенный рост цен по итогам года на автомобили, услуги зарубежного туризма – удорожание на десятки процентов. Таким образом, исходя именно из неоднородности ценовых скачков, эксперт сделала вывод, что инфляция ударила в прошлом году как по малообеспеченным группам населения, так и по условному среднему классу.

Оценивая перспективы этого года, Беленькая отметила, что пока прогноз ЦБ о снижении инфляции до 5–7% «представляется вполне оправданным». Но главным неизвестным фактором остается потребительское поведение: «Сохранится ли текущая высокая склонность к сбережению (тогда инфляция может оставаться невысокой и в 2023 году), или потребление начнет оживать (в этом случае инфляционное давление может проявиться сильнее)».

«Пока мы ожидаем инфляцию в диапазоне 6–7%. Основные риски связаны с потенциальным ослаблением курса рубля и возможным превышением бюджетного дефицита над плановым значением», – сообщила Беленькая. Точечный инфляционный прогноз Центра развития НИУ ВШЭ на конец этого года составляет 5,3%.

При этом, по уточнению Тузова, ожидания снижения инфляции в РФ до 5–7% к концу года не просто оправданны, а «к сожалению, оправданны». «Вся проблема в том, что главным источником борьбы с инфляцией с середины 2022 года стали не Минфин или ЦБ, а рецессия», – утверждает эксперт. Инфляция, по крайней мере в разумных пределах, это еще и индикатор того, жива ли экономика. Если говорить образно, высокая температура – признак не только болезни, которую надо лечить, но еще и того, что пациент пока жив.

На бытовом уровне 12-процентная инфляция означает, что население стало беднее на эти же 12%, признает Тузов. Но при этом, по его мнению, не учитывается, что инфляция, допустим, на уровне 1% при снижении ВВП РФ на ожидаемые экспертами 2,5% «означала бы массовую безработицу, что гораздо хуже стабильной работы и одновременной инфляции».

Напомним, правительственный прогноз на 2023 год, который лег в основу бюджета, предполагает сокращение ВВП РФ по итогам 2023 года на 0,8%. В ЦМАКП после обновления данных на середину декабря прогнозируют, что экономический спад в РФ составит в 2023-м от 2,3 до 2,5%.

«После учета последних доступных данных система раннего оповещения о макрофинансовых рисках, разработанная ЦМАКП, по-прежнему указывает на высокую вероятность продолжения в 2023-м экономической рецессии (понимаемой как снижение физического объема ВВП за скользящий год)», – уточняется еще в одном материале центра.

Наступившая рецессия может оказаться затяжной, сокращение физического объема ВВП в годовом выражении, возможно, будет длиться более четырех кварталов подряд, пояснили эксперты. Правда, они уточнили, что «такое сокращение может иметь и технический характер, связанный с эффектом «высокой базы» предкризисного периода». Данный вывод может быть уточнен по мере обновления статистики вплоть до конца первого квартала 2023 года.

Тем самым, уточним, экономика РФ как будто на распутье. С одной стороны, есть риск, что экономический спад будет глубже официальных прогнозов. И это станет препятствием для восстановления потребительского спроса, а значит, инфляция действительно может замереть.

С другой стороны, например, представители ретейла как раз надеются на оживление продаж по крайней мере продуктов питания, о чем сообщили РИА Новости со ссылкой на Ассоциацию компаний розничной торговли.

Плюс к этому, как уточнил эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Евгений Миронюк, прогноз по инфляции-2023 на уровне 6–7% можно скорее назвать оптимистическим сценарием, для реализации которого требуются определенные условия: прежде всего небольшая волатильность курса рубля и улучшение геополитической ситуации.

Судя по объяснениям Остапковича, надо учитывать, что каждые 10% падения рубля по отношению к доллару – это дополнительные примерно от 0,6 до 1 процентного пункта к показателю инфляции. Так что, по его словам, если рубль пойдет вниз, то к запланированному уровню в 5–7% смело можно прибавить тот процент, который набежит за счет падения рубля.

Независимая газета. 24.01.2023

Читайте также: