Грузинская оппозиция выбирает нового лидера

Юрий Рокс


В Грузии завершаются внутрипартийные выборы председателя главной оппозиционной партии «Национальное движение». В течение двух дней в голосовании приняли участие почти 50 тыс. человек. На пост нового лидера бывшей партии власти претендуют четыре кандидата. Наиболее известные – один из нынешних лидеров партии Ника Мелия и приближенный к экс-президенту Михаилу Саакашвили – Леван Хабеишвили.

Проходящие выборы стали результатом глубокого кризиса «Национального движения». Он начался, пожалуй, сразу после поражения в парламентских выборах 2012 года, в результате чего к власти пришла «Грузинская мечта» олигарха Бидзины Иванишвили.

«Национальному движению» не раз предрекали распад и забвение, но оно сумело избежать судьбы, которая обычно постигает бывшие партии власти на постсоветском пространстве. Колоссальная заслуга в этом принадлежит ее лидеру, экс-президенту Михаилу Саакашвили. Находясь за рубежом, он поддерживал жизнь в своем партийном детище все эти годы. «Национальное движение» не исчезло, а оформилось в ведущую оппозиционную силу. Но при внешнем относительном благополучии изнутри ее разъедали серьезные противоречия. Привели они к тому, что ряды «Нацдвижения» покинули такие знаковые фигуры, как бывший секретарь Совета национальной безопасности Гига Бокерия, политический секретарь Зураб Джавахишвили, один из авторов юридических реформ Леван Вашадзе, известная в Европе как перспективный политик Элене Хоштария. Все они создали свои партии. Правда, особого успеха в этом деле пока не снискали. На этом беды бывшей партии власти не закончились. Кризис продолжился и достиг апогея после возвращения в Грузию из Украины Михаила Саакашвили. Точнее – после его ареста.

«Национальное движение» не смогло добиться изменения участи узника. Более того, получило множество обвинений от близких экс-президента в пассивности. В самой партии, как оказалось, к аресту Саакашвили выявилось различное отношение, вплоть до того, что одному из сегодняшних претендентов на пост председателя партии приписывают злорадное заявление в кулуарах – дескать, так ему и надо.

Противоречия скрывать стало невозможно, и выборы нового лидера партии оказались единственной возможностью сохранить организацию, говорят внутрипартийные источники. По большому счету, разницу в предвыборных программах кандидатов может выявить крайне придирчивый глаз. Наиболее примечательное заявление сделал Леван Хабеишвили: ради освобождения Саакашвили мы пойдем на все и даже применим силу. Власти, конечно, не могли не обратить на это внимания, но, очевидно, решили не мешать избранию нового председателя «Национального движения». А напомнить об ответственности можно позже.

В воскресенье днем член «Национального движения» Дмитрий Шашкин, занимавший во времена Саакашвили различные министерские посты, сообщил, что уже проголосовало около 70% зарегистрированных участников выборов. По его словам, уверенно побеждает Леван Хабеишвили. «Его выберут те, кто желает перемен и того, чтобы Михаила Саакашвили перевели на лечение за границу», – заявил Шашкин.

Экс-президент продолжает находиться в клинике «Вивамед». Естественно, под охраной. Его мать Гиули Аласания в очередной раз заявила о том, что главная цель – добиться отсрочки наказания и квалифицированной медицинской помощи. Она по-прежнему утверждает, что ее сын был отравлен в тюрьме и все его болезни являются следствием этого. Между тем количество диагнозов экс-президента растет с каждым днем и достигло двадцати. Помимо этого в соцсетях распространяются слухи о его буйном, агрессивном поведении в отношении медперсонала – якобы он даже укусил врача. Несмотря на диагноз британского психиатра Корнелиуса Катона – «посттравматическое стрессовое расстройство и деменция», власти убеждены в том, что Саакашвили симулирует и готов на все, только бы вырваться на свободу и устроить беспорядки в стране. В качестве доказательства своей правоты они приводят интервью экс-президента западным СМИ.

Интервью Саакашвили немецкому изданию Spiegel наделало изрядного шума. Он заявил, что правительство Грузии является для России инструментом по обходу международных санкций. Он сказал, что находится под арестом по требованию президента РФ Владимира Путина и его предшественника Дмитрия Медведева. По его словам, Москве удалось внедрить в Грузии много своих агентов, и не исключено, что некоторые из них спланировали его возвращение на родину, завершившееся арестом. «Моя страна давно стала тайным союзником Путина», – заявил Саакашвили.

Слова Саакашвили вызвали различные кривотолки, вплоть до того, что экс-министру внутренних дел Вано Мерабишвили пришлось «отмазываться» от ярлыка агента, о которых говорил бывший президент. Он напомнил, что провел семь лет в одиночной камере, но не сломался и не дал клеветнических показаний против своего друга Михаила Саакашвили, чего добивались власти Грузии.

«Я никогда не комментировал грязную клевету, но теперь не могу оставить без внимания безобразную интерпретацию интервью Саакашвили, который находится в тяжелейшем положении… За обвинением в моем сотрудничестве с российскими спецслужбами стоят люди, биография которых полна примеров коллаборационизма с врагами Грузии…» – заявил Вано Мерабишвили.

Независимая газета. 29.01.2023

Читайте также: