Латвии приглянулась нитка нефтепровода «Дружба»
Алексей Балиев
Власти Латвии продолжают провоцировать дальнейшее ухудшение российско-латвийских отношений, и без того конфликтных. С подачи своего МИД правительство этой страны вознамерилось лишить Россию собственности на нефтепровод и продуктопровод из Поволжья, проходящие через Белоруссию, затем Литву и далее соединенные с крупным терминалом в латвийском Вентспилсе.
По предварительной информации, соответствующее решение намечено принять к сроку введения санкций ЕС против российской нефти, то есть к 5 декабря с.г. Крайним же сроком такого решения может стать конец января-начало февраля 2023 г. в связи с вводом в действие евросанкций против российских нефтепродуктов.
Латвия планирует пересмотр соглашения с РФ от 2 июня 1993 года «О совместной эксплуатации нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, проходящих по территории Латвии». И это несмотря на то, что этот документ, во-первых, бессрочный, а во-вторых, предусматривает и российскую, и совместную (то есть российско-латвийскую) собственность в этих артериях на латвийской территории.
Для чего этот «прожект» предназначен, очевидно. Высокий общемировой спрос на российские нефть, нефтепродукты, химудобрения едва ли снизится в обозримой перспективе, даже несмотря на все новые антироссийские санкции Запада. Потому в Риге хотят побольше навредить России и в сфере экспорта нефти, нефтепродуктов и жидких химудобрений. И сделать это попросту – запастись российской трубопроводной собственностью.
Такое стремление Риги видится ей тем более «перспективным», что нефтепровод к Вентспилсу – это, напомним, северная ветка трубопроводной системы «Дружба», обеспечивающей российскими нефтью и частично нефтепродуктами почти всю Восточную Европу, включая Восточную Германию. Эта система остается вне антироссийских санкций, так почему же не попытаться «отхватить» хотя бы ее часть?
Трубопроводная система РФ–Белоруссия–Литва–Латвия
Если поподробнее, латвийские власти планируют отменить действие ст. 4 вышеупомянутого соглашения, которая запрещает реквизицию, конфискацию и/или национализацию собственности в тех же артериях. А эти вожделения латвийские чиновники оправдывают не только санкциями, но также тем, что, дескать, «с момента подписания соглашения существенно изменились обстоятельства».
Скорее всего, Ригу в этом вопросе вдохновляет и неправомерное решение правительства Польши, принятое в середине ноября с.г. А именно – о лишении «Газпрома» 48,82-процентной доли в капитале EuRoPol GAZ – компании-операторе газопровода «Ямал–Европа» (ее операторство осуществляется на маршруте этой артерии от белорусско-польской до польско-германской границы включительно). Российская доля изымается в пользу польского участника той же компании (Gas-Trading).
Представляется, что неспроста это решение Варшавы и экспроприаторские планы Риги практически совпадают по времени.
Трубопроводы к Вентспилсу, одному из немногих незамерзающих портов на экс-советской Балтике, были построены еще во второй половине 1960-х, вступив в действие с начала 70-х. Вентспилс и до того специализировался на вывозе нефтяной продукции и многих товаров химпрома, поступавших туда по железным дорогам. Потому и было выбрано трубопроводное направление на этот порт.
С начала 2000-х российская сторона эти артерии к Вентспилсу, прежде всего нефтепроводную, практически не использует в связи с созданием трубопроводно-портовой системы в Ленинградской области, позволяющей исключить транзит российских нефтяных и нефтехимических грузов через порты/трубопроводы стран Балтии. Вдобавок сведен к минимуму к началу 2020-х транзит белорусских нефтепродуктов и химудобрений через Латвию. В результате латвийский госбюджет лишился около трети ежегодных «транзитных» поступлений.
Вместе с тем создание в РФ конкурентоспособных терминалов по экспорту жидких химудобрений и смежной продукции остается проблематичным. Соответственно, сохраняется зависимость от специализированных терминалов в странах Балтии. Как отмечалось на видеоконференции в середине сентября с.г. по теме «Строительство перевалочного комплекса аммиака и удобрений мощностью в 5 млн тонн в год в морском порту Тамань», запланированное ранее сооружение таких терминалов к середине 2020-х в Тамани и ряде других портов РФ, скорее всего, снова откладывается. Российские производители этих видов продукции издавна пользовались специальными мощностями в основном в ближнем зарубежье: в портах Одесса (Южный), Силламяэ (Эстония) и Вентспилс, но в этом году их использование в связи с СВО на Украине «стало практически невозможным».
Согласно высказанным на форуме мнениям ряда экспертов, «выжидание» российского бизнеса в отношении этих проектов обусловлено в том числе некоей надеждой, что те же прибалтийские объекты скоро возобновят перевалку российской нефте- и/или химпродукции в полном объеме. Тем более что они, как отмечает эксперт Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Юрий Щербанин, принадлежат в основном российским бизнесменам. «Но я бы не стал таким оптимистом насчет нашего имущества в Евросоюзе, – предостерегает Ю.Щербанин. – Эти терминалы в любой момент могут быть национализированы. Уже есть подобные примеры».
На днях сообщалось, что в латвийских терминалах заблокированы весьма крупные экспортные объемы российских химудобрений, поступившие туда в текущем году. То есть транзит этих грузов через Латвию не прерывался. Характерно и то, что грузооборот порта Вентспилс за январь-октябрь, по данным его администрации, достиг 12 млн тонн, т.е. вырос на 33% в сравнении с тем же периодом 2021 г. В том числе было перегружено 4,8 млн тонн наливных грузов (-6,3%). Иначе говоря, их объем в Вентспилсе хоть и сократился, но они по-прежнему составляют здесь преобладающую часть грузовой работы. Причем не менее 70% «наливного» объема, включающего и жидкие химудобрения, поступило по трубопроводам.
Подробная география грузов, за 10 месяцев с.г. поступивших в тот порт, официально не объявляется. Но напомним, что продуктопровод к Вентспилсу состыкован и с Новополоцким нефтегазохимическим комплексом (Белоруссия), а здесь перерабатывается почти исключительно российское сырье.
Словом, многие взаимосвязанные факторы определяют стремление латвийских властей захватить собственность РФ в нефте- и продуктопроводной системе Латвии. Вышеупомянутое российско-латвийское соглашение 1993 года предусматривает, что при нарушении его условий стороны вправе обращаться в международные юридические инстанции. Но в современных условиях трудно предположить, что эти инстанции будут объективны при рассмотрении данной проблемы.
В любом случае нужно во что бы то ни стало ускорить сооружение в РФ терминалов для нефтехимической продукции. Это полностью исключит сохранение даже минимальной зависимости от транзита этой продукции через Латвию и другие страны Балтии. Сегодня такая зависимость носит уже не столько экономический, сколько геополитический характер.
Ритм Евразии. 22.11.2022