Федор Лукьянов: "Перед Россией стоит задача заинтересовать незападный мир практической выгодой от взаимодействия"

Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике России


Военно-политическая напряженность в Европе стала катализатором глубоких перемен в структуре мировой политики и экономики. И конечно, изменила место России в мире. Если приметы первого были заметны уже как минимум несколько лет, то второе ярко проявилось именно теперь. Прошедшее на прошлой неделе очередное заседание Международного дискуссионного клуба "Валдай" стало наглядной иллюстрацией и поставило важные вопросы.

Многие в России давно говорили о необходимости ухода от западоцентричного взгляда на мир, который присущ нашему политическому сознанию на протяжении столетий. И дело не в симпатиях или антипатиях, а в изменении всеобщего устройства - нельзя по остаточному принципу воспринимать огромную часть мира, где живет, как сейчас стали говорить, Мировое большинство и происходит наиболее интенсивное развитие. С этим никто не спорил, однако преодолеть глубоко укорененную традицию оценивать собственные действия сквозь призму отношений с Западом преодолеть трудно. События 2022 года заставили сделать это в экстренном режиме - Запад сам проявил инициативу, даже в обвальном режиме.

Перед Россией стоит задача заинтересовать незападный мир практической выгодой от взаимодействия

Валдайское заседание было в этой связи показательным - обновился состав участников. Привычные гости из Европы и США в большинстве не приехали - кто-то по принципиальным соображениям, кого-то не пустили работодатели. Аудитория дала возможность оценить представительный срез того самого Мирового большинства - их настроя и запросов.

Начать можно с очевидного - незападный мир, можно сказать, с сочувствием смотрит на попытку России сломать систему доминирования Запада на международной арене. Отношение к специальной военной операции варьируется в диапазоне от понимания причин до сожаления в связи с гуманитарными издержками, однако практически отсутствует тема осуждения и тем более наказания России, доминирующая на Западе. И причина - не в одобрении действий на Украине, а именно в том, что жители бывшего "третьего мира" считают правильным и исторически необратимым противодействие бывшим колониальным властителям. Иными словами, накопленное раздражение Западом в данном случае проявляется в твердом отказе следовать западным установкам - сами разберемся.

Далее открывается нехоженое поле. Россия сейчас говорит о необходимости справедливого мирового устройства, в котором все государства свободны реализовывать свои культурные и национальные особенности. Без навязывания стандартов извне. И эта мысль находит горячее одобрение. В странах Азии, Африки и Латинской Америки идея несправедливости, которой, как они уверены, пронизана вся мировая система под руководством Запада, давно является стержневой. То, что Россия тоже к этому пришла, приветствуется, однако нас воспринимают не как основоположника тренда, а как новичка, присоединившегося после блужданий. Конечно, помогает советское прошлое, в мире помнят роль, которую СССР сыграл в деколонизации. Но есть и понимание, что современная Россия - не Советский Союз, а страна с гораздо более многообразной идентичностью.

Запад в стремлении наказать Россию продемонстрировал, до какой степени он готов использовать свои преимущества

Ну и справедливость - понятие не универсальное, ее трактовка - опять-таки продукт культуры каждого сообщества. Особенно на международной арене, где толкование каждым справедливости неразрывно связано с реализацией национальных интересов. Поэтому справедливость как лозунг - хорошо и правильно, как руководство к действиям едва ли применимо на практике. Точнее, требует наполнения совершенно конкретными шагами, которые собеседник посчитает для себя выгодными, открывающими новые возможности.

Незападный мир, как бы он ни относился к Европе и США, не заинтересован в лишних конфликтах и осложнениях. По крайней мере сейчас, пока перестройка мировой структуры только набирает обороты. Фора, которой располагает Запад, велика, хотя и сокращается. Степень западного влияния на мировые процессы - тоже. Соответственно, воплощение в жизнь идей справедливости - это прежде всего создание альтернатив международной монополии, возможность выстраивать эффективные схемы взаимодействия и развития не против Запада, а в обход его, без его участия. В этом заинтересованы все, а события 2022 года показали, что такая возможность существует. Тем более что сам Запад в стремлении наказать Россию продемонстрировал, до какой степени он готов использовать свои преимущества. И, кстати, спекулировать на теме справедливости. Эпопея вокруг "зерновой сделки", которая переживает очередной драматический вираж, показала, что тема заботы о сирых и убогих может легко использоваться в конкретных политико-экономических, а то и военных целях.

Перед Россией стоит задача поистине исторической сложности. Во-первых, заинтересовать незападный мир не идеологической повесткой (с этим все более или менее в порядке), а совершенно практической выгодой от взаимодействия. Во-вторых, инициирование параллельных каналов такого взаимодействия, которые защищены от карательного воздействия недружественных стран. И тут нужен максимально творческий подход, поскольку почти все придется делать с нуля.

А чтобы в целом решать проблемы в новом контексте, необходима одна предпосылка. Понять, что все это - не способ дать отлуп Западу, а единственный залог адаптации России к изменившимся обстоятельствам для ее выживания. Того, к чему мы привыкли, больше не будет.

Российская газета. 01.11.2022

Читайте также: