Ереван ждет дополнительные гарантии Москвы по безопасности

Юрий Рокс


Ереван склоняется к российскому плану урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Это стало понятно из переговоров премьер-министра Армении Никола Пашиняна с российским сопредседателем Минской группы (МГ) ОБСЕ Игорем Ховаевым, прибывшим в армянскую столицу. О том же самом, встречаясь с Ховаевым, говорил и министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян.

Игорь Ховаев, являющийся также спецпредставителем министра иностранных дел России по вопросам содействия нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, в ходе встреч с армянскими лидерами обсудил в целом процесс урегулирования конфликта между Ереваном и Баку, а также вопросы, связанные с Нагорным Карабахом. Собеседники коснулись трехсторонней встречи лидеров России, Армении и Азербайджана, которая состоялась 31 октября в Сочи, а также процесса выполнения принятого тогда заявления. Армянская сторона подчеркнула, что Азербайджан максималистскими устремлениями препятствует установлению стабильного и долгосрочного мира в регионе. Встречающиеся обменялись мнениями по делимитации армяно-азербайджанской границы, а также деблокированию транспортной инфраструктуры в регионе. Никол Пашинян отметил, что Армения поддерживает российские предложения, которые могут стать основой для дальнейших переговоров по урегулированию отношений между Ереваном и Баку.

Напомним, что на столе переговоров два варианта урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Западный предусматривает подписание мирного соглашения между Баку и Ереваном, в котором армянская сторона отказывается от политической поддержки Нагорного Карабаха и признает его частью Азербайджана. Российский вариант урегулирования также предусматривает подписание мирного договора, но при отложенном на неопределенный срок статусе Нагорного Карабаха.

Баку категорически против российского варианта, утверждая, что карабахской проблемы уже не существует – она была решена 44-дневной войной 2020 года. Ереван поначалу тоже склонялся к западному варианту урегулирования, так как остро нуждается в мирном договоре с Азербайджаном и союзной ему Турцией. Объясняя этот выбор, Пашинян говорил, что армянской стороне приходится мириться с тем, что ни одно государство в мире не считает Нагорный Карабах независимым государством, и невозможно бороться со всем миром. Тут возникает вопрос: какие могут быть претензии у Армении к кому-либо, если сама она более чем за 30-летнюю историю карабахского вопроса не признала суверенитет этого края? Причем даже тогда, когда от некоторых государств (парламентов Аргентины и Уругвая) исходили обнадеживающие сигналы о готовности рассмотреть вопрос признания Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха).

Позже во время одного из выступлений Пашинян задался вопросом: гарантирует ли Москва безопасность Армении и Нагорного Карабаха, если армянская сторона примет российский план урегулирования, ведь азербайджанские лидеры угрожают решить все вопросы силой, если Ереван не проявит покладистости? Объяснения вроде того, что воинственные заявления президента Ильхама Алиева рассчитаны на внутреннюю аудиторию, разбиваются об артиллерийский обстрел армянского курортного города Джермук, нахождение азербайджанских подразделений в окрестностях озера Севан и опять же участившиеся случаи нарушения режима прекращения огня.

Напрашивается вывод, что четкое заявление Пашиняна о поддержке российских предложений об урегулировании отношений между Арменией и Азербайджаном может быть связано с получением от Москвы упомянутых гарантий о сохранении мира и стабильности. Но это лишь предположение.

Между тем еще один активный участник переговоров с армянской стороны секретарь Совета национальной безопасности Армен Григорян в интервью изданию Civilnet заявил, что «чем больше Азербайджан обостряет ситуацию, тем актуальнее становятся вопросы прав и безопасности Арцаха и создания международного механизма реагирования». Он отметил, что армянская сторона настаивала на включении российских предложений урегулирования в окончательный текст сочинского заявления, но успеха не добилась. «Мы продолжим работать. По большому счету эти предложения созвучны протекающим процессам», – считает секретарь Совбеза Армении.

По его словам, у Армении и Азербайджана четыре обсуждаемые темы: гуманитарные вопросы, связанные с немедленным освобождением всех пленных, разблокирование коммуникаций, делимитация и безопасность границы, а также решение нагорнокарабахской проблемы. Григорян подчеркнул, что без решения вопроса Арцаха или хотя бы уточнения, как он будет решаться, заключить мирный договор с Азербайджаном невозможно. Он уточнил, что на данный момент проходят обсуждения того, как отделить карабахскую проблему от процесса мирного договора. «Мы пытаемся разграничить эти темы, но для этого нужны гарантии», – сказал Григорян.

Независимая газета. 15.1.2022

Читайте также: