Киев и Кишинев нагнетают напряженность вокруг Приднестровья

Илья Киселев


Небольшая по территории Приднестровская Молдавская республика вытянулась узкой полоской вдоль левого берега Днестра, оказавшись зажатой между Украиной и Молдовой. Эта географическая особенность сама собой переросла в геополитическую, и особенно это проявилось тогда, когда после не особенно дружественной Молдовы находящаяся с «другого бока» Украина стала проводить откровенно антироссийскую политику. Для ПМР, население которой уже достаточно давно однозначно высказалось на референдумах не только за независимость, но и за присоединение к России, это означало наступление крайне тяжелых времен и серьезное усложнение и без того непростой логистики, которая во многом определяет потенциал государства и его экспортно-импортные возможности.

Однако две бывшие части бывшей союзной республики Молдавия все-таки объединял целый ряд достаточно весомых факторов. В первую очередь к таковым необходимо отнести магистральный газопровод, который является основным средством доставки главного энергоносителя на обоих берегах Днестра. В свое время власти Тирасполя использовали это и перекрывали правому берегу поставку газа, и это имело практически такой же эффект, как и перекрытие кислорода. Во избежание повторения подобных случаев Молдове даже пришлось в экстренном порядке проложить еще одну ветку магистрального газопровода через север страны в обход Приднестровья.

Еще одним фактором, который непосредственно связывает берега Днестра, является Молдавский металлургический завод, расположенный в Рыбнице – бюджетообразующее предприятие ПМР, деятельность которого непосредственно зависит от транзита металлолома в одном направлении и готовой продукции в обратном направлении – на экспорт в ЕС, через территорию Молдовы. Это обстоятельство неоднократно использовалось официальным Кишинёвом для давления на непризнанное государство. Так в ноябре 2021 г. металлургический гигант ПМР столкнулся со спровоцированной РМ остановкой импорта металлолома из Европы. После продолжительных переговоров этот вопрос удалось решить, и с 1 апреля этого года ожидалось возобновление поставок европейской продукции этого профиля.

В конце апреля после встречи в Варнице представителей Кишинева с лидером Приднестровья Вадимом Красносельским молдавские власти приняли решение закупать электроэнергию у Молдавской ГРЭС, а также выдать ММЗ экологическую авторизацию до 31 мая, которая позволила заводу возобновить работу. Позже Молдова снова продлила контракт с Молдавской ГРЭС о закупке электроэнергии и срок действия экологической авторизации для Рыбницкого металлургического завода.

Молдавская ГРЭС также является тем звеном, которое продолжает удерживать вместе берега Днестра, коммуницировать и вести переговоры. На сегодняшний день это энергетическое предприятие является наиболее удобным и наиболее выгодным поставщиком электроэнергии для РМ в первую очередь за счет самой низкой предлагаемой цены. И с этим не может не считаться даже нынешнее руководство Молдовы, стремящееся всеми способами под предлогом «диверсификации поставщиков» закупать электроэнергию в Румынии и на Украине. В конце сентября вице-премьер и министр инфраструктуры Спыну сообщил, что в октябре Молдавская ГРЭС, согласно договору, поставит Молдове 67% необходимой электроэнергии по цене 62,5 доллара за МВт·ч. Еще 30% электроэнергии обеспечит украинская компания «Энергоатом» в этот период по цене 77 долларов за МВт·ч. «Для закупки еще 3% электроэнергии был заключен контракт с „Укргидроэнерго“ по цене $132 за МВт·ч в период с 1 по 15 октября», – сообщил Спыну.

По известным причинам украинская сторона оказалась неспособна выполнить свои обязательства по поставке электроэнергии в Молдову, и 12 октября Спыну сообщил, что можно закупить до 30% необходимого объема электроэнергии у Румынии по цене почти в 90 евро за МВт·ч. Примечательно, что молдавский министр выбрал заведомо более дорогой вариант, чем предлагаемый Молдавской ГРЭС.

Несмотря на тесные связи, до сих пор существующие между двумя берегами Днестра, приднестровская сторона пользуется любым случаем, чтобы категорично заявить, что Тирасполь не желает реинтеграции в состав Молдовы. «Некоторые политики говорят о каком-то специальном статусе. Я не понимаю формулировки специального статуса. Это все ерунда и профанация, попытка прийти сюда и отобрать земли, предприятия. А сам народ никого интересовать не будет», – заявил лидер непризнанной республики В. Красносельский, выступая 2 сентября на торжественном собрании, посвященном Дню республики. Поэтому, по его словам, Приднестровье будет добиваться исключительно независимости и международного признания.

Со своей стороны, официальный Кишинев продолжает считать Приднестровье неотъемлемой частью, но при этом вовсе не горит желанием достичь политического урегулирования с Тирасполем. В первую очередь потому, что это может коренным образом изменить электоральное поле страны и привести к власти в стране пророссийские политические силы.

Начало специальной военной операции Вооруженных сил России на Украине создало вероятность выхода российской армии на границу с Приднестровьем с востока. В этих условиях дальнейшее развитие событий в большинстве вариантов складывалось бы крайне неприятно для проевропейских политических сил на правом берегу. Именно поэтому, а также в связи с большим желанием официального Киева нанести удар по российскому миротворческому контингенту, дислоцированному в Тирасполе, в Кишиневе всерьез задумались о том, чтобы принять предложение украинской стороны. Правда, принятие этого плана означало бы открытый переход на сторону Киева со всеми вытекающими тяжелейшими последствиями.

Видимо, поэтому официальный Кишинев избрал другую тактику – постоянное требование вывода российского миротворческого контингента, несмотря на официальный статус его пребывания в Приднестровье в соответствии с документами, подписанными первым президентом Молдовы М.Снегуром. Подобные требования оглашаются при каждом удобном случае вплоть до Генеральной Ассамблеи ООН с использованием подмены понятий, когда миротворческий контингент именуется оккупационными силами. При этом присутствие миротворцев служит для Кишинева предлогом для отхода от принципа нейтралитета, прописанного в Конституции РМ.

Действия официального Кишинева свидетельствуют и о возвращении к методам «удушения» Приднестровья путем торговой блокады. Примером этого является произошедший на прошлой неделе случай задержания Молдовой партии продовольственных товаров из России, предназначенных для ПМР. По информации представителя МИД ПМР груз – партия российской гречневой крупы и пшеничной муки находится на контрольно-пропускном пункте "Скулены". Инспектор молдавского агентства по безопасности пищевых продуктов (ANSA) потребовал провести лабораторный анализ партии на содержание гербицида глифосат. При этом такой анализ в самой Молдавии не производится. Ближайшая лаборатория с соответствующим оборудованием находится только в Италии.

«К приднестровским импортерам никогда раньше подобных требований не выдвигалось. Это нечто новое и совершенно непонятное. Есть серьезные сомнения, требуют ли это даже с тех молдавских предприятий, которые размещают эту продукцию на внутреннем рынке Молдовы, учитывая, что у самой Молдовы нет нужных мощностей для проведения анализа», – приводит агентство слова представителя МИД. «Создается такое впечатление, будто бы кто-то помогает ЕС стать главным экспортером в ПМР, чтобы у нас происходил некий процесс замещения российских товаров европейскими», – добавил представитель МИД ПМР.

Нельзя не отметить ту осторожную и взвешенную политику, которую проводит в этот сложный период руководство Приднестровья. В складывающейся на данный момент обстановке для России будет крайне сложно прийти на помощь Тирасполю в случае, если вооруженный конфликт будет реанимирован усилиями Киева и Кишинева. Эта помощь придет, но цена ее будет высока для России, а последствия подобного развития событий для Приднестровья могут быть крайне тяжелыми. Но и правобережной Молдове в случае любого обострения ситуации не избежать тяжелых последствий.

К сожалению, далеко не все лица, ответственные за ситуацию в регионе, понимают это и нацелены на сохранение мира. Поэтому напряжение вокруг Приднестровья, вероятнее всего, будет и далее возрастать вплоть до полного разблокирования непризнанной республики.

Ритм Евразии. 20.10.2022

Читайте также: