Армения и Азербайджан поговорили на языке обвинений

Кирилл Кривошеев; Аршалуйс Мгдесян, Ереван


Армения и Азербайджан сделали первый шаг к мирному договору: в Женеве прошла встреча министров иностранных дел двух стран, посвященная подготовке этого документа. Однако даже из заявлений сторон по итогам переговоров можно сделать вывод: составить текст соглашения в ближайшее время вряд ли получится. Более того, именно в день встречи в сети появилось видео, на котором, предположительно, азербайджанские военные расстреливают армянских военнопленных. Резонанс оказался так велик, что сегодня внешнеполитическая служба ЕС потребовала немедленно расследовать происшедшее.

Ереван и Баку, недавно пережившие очередное масштабное обострение на границе, все же продолжают двигаться по плану переговоров, который был намечен на последней встрече лидеров двух стран в Брюсселе. Напомним, что тогда премьер Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев при посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля договорились организовать переговоры глав МИДов для первоначальной подготовки текста мирного договора. После этого господа Алиев и Пашинян должны встретиться еще раз — снова в Брюсселе, теперь в ноябре.

С тех пор главы МИДов Армении и Азербайджана Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов виделись два раза: на Генеральной ассамблее ООН в Нью-Йорке при посредничестве госсекретаря США Энтони Блинкена и в Женеве — в минувшее воскресенье, 2 октября.

«Стороны обменялись мнениями по мирному договору между Арменией и Азербайджаном, обеспечению прав и гарантий безопасности армян Нагорного Карабаха, в том числе посредством создания механизма обсуждений между Степанакертом и Баку»,— говорится в заявлении МИД Армении. «Министр Джейхун Байрамов подчеркнул важность сосредоточения усилий на урегулировании межгосударственных отношений и подписании мирного договора между Азербайджаном и Арменией в постконфликтный период. В этой связи министр подробно довел до внимания армянской стороны элементы договора на основе пяти базовых принципов, предложенных нашей стороной»,— заявили, в свою очередь, в Баку.

Уже этих выдержек из двух заявлений достаточно, чтобы продемонстрировать глубину противоречий между сторонами. Пять принципов, на которые ссылается Азербайджан, включают в себя «взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий», делимитацию и демаркацию границы и открытие транспортных коммуникаций.

При этом статус Карабаха в составе Азербайджана и будущее жителей региона в Баку с Ереваном обсуждать отказываются, считая этот вопрос внутренним.

В Армении, в свою очередь, хоть и пошли на уступки, убрав с повестки вопрос статуса Карабаха, но продолжают стоять на том, что права армянского населения должны быть гарантированы. При этом формулировка о «создании механизма обсуждений между Степанакертом и Баку» появилась после женевских переговоров впервые. Эта идея на первый взгляд кажется очень выгодной для Еревана, так как подчеркивает субъектность непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР). Однако в самой Армении от нее в восторге не все. Например, глава исследовательского центра «Ани» Татул Акопян считает, что таким образом «Ереван пытается сбросить с себя определенную часть ответственности по вопросу разрешения нагорно-карабахской проблемы». «Азербайджан заявляет о том, что вопрос решен, однако на самом деле проблема сохраняется, и это невозможно не видеть,— напомнил “Ъ” эксперт.— Ей нужно заниматься, и Ереван предлагает такой подход. Примет это Азербайджан или нет — другой вопрос».

Но собеседник «Ъ» в Баку, председатель правления Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев убежден: права армянского населения будут гарантированы, однако без согласования с Ереваном. «Армянская сторона делает подобные заявления для внутренней аудитории, чтобы убедить ее, что власти не оставляют вопрос Карабаха в стороне. Но это внутреннее дело Азербайджана, и тут не может быть двойных прочтений. Что касается базовых прав, то в Азербайджане государство финансирует русские и даже грузинские школы, хотя этнических грузин у нас меньше, чем армян в Карабахе,— порядка 20 тыс.».

Еще один азербайджанский политолог, Ильгар Велизаде, тоже заявил «Ъ»: «Сложно представить себе, чтобы азербайджанская сторона обсуждала с армянской вопрос армян Карабаха. Для Азербайджана этот вопрос закрыт. С Ереваном можно обсуждать только делимитацию границы, открытие коммуникаций и разработку мирного договора».

Явно не способствуют заключению мирного договора и взаимные обвинения сторон в оккупации части территории. «Министр Джейхун Байрамов подчеркнул необходимость полного вывода вооруженных сил Армении с территории Азербайджана в соответствии с подписанными лидерами Азербайджана, Армении и России трехсторонними заявлениями и достигнутыми между лидерами договоренностями»,— говорится в азербайджанском заявлении. Здесь речь идет о самопровозглашенной НКР, где еще остаются местные призывники и, как уверены в Баку, армянские военнослужащие. Но и в заявлении Еревана есть буквально зеркальные строки: «Арарат Мирзоян подтвердил позицию армянской стороны относительно вывода азербайджанских войск с суверенной территории РА и незамедлительного освобождения всех армянских военнопленных. Была отмечена важность внедрения международных механизмов по контролю пограничной ситуации». Под «суверенной территории РА», то есть Республики Армения, в данном случае понимаются районы вдоль границы, которые, по мнению армянских властей, были заняты азербайджанскими войсками в ходе боев 13–14 сентября.

Но еще больше эмоций, явно не способствующих скорому примирению, вызвало видео с предполагаемым расстрелом армянских военнопленных азербайджанцами.

Оно появилось в Telegram-каналах как раз 2 октября, в день встречи министров, и быстро вызвало резонанс на международном уровне. В тот же день кадры прокомментировал спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Тойво Клаар. «Если будет доказано, что видео подлинное — то это военное преступление, которое должно быть расследовано, а преступники — наказаны»,— написал он в Twitter. Правда, достаточно быстро господин Клаар опубликовал еще одно сообщение. «Сегодня мне прислали несколько видео, по всей видимости демонстрирующих военные преступления, совершенные против азербайджанцев. Они тоже должны быть расследованы, и в случае подтверждения преступники должны понести ответственность»,— отметил он.

Так или иначе, уже сегодня внешнеполитическая служба Евросоюза призвала провести расследование — но только Азербайджан, а не Армению. «Обстоятельства этого видео, в котором показано, как азербайджанские солдаты казнят армянских солдат, должны быть расследованы властями Азербайджана»,— сообщил представитель внешнеполитической службы Евросоюза Петер Стано.

А вот МИД РФ обратился к обеим сторонам и говорил не об одном, а о нескольких роликах, впрочем, без уточнения, каких именно.

«Указанные видеоматериалы изобилуют кадрами крайней жестокости. Все случаи нарушения международного гуманитарного права должны быть тщательно расследованы. Призываем азербайджанские и армянские власти незамедлительно провести всесторонний углубленный анализ данных роликов, в том числе на предмет признаков военных преступлений»,— заявила представитель ведомства Мария Захарова.

Отметим: Генпрокуратура Азербайджана уже заявила, что расследует содержание скандального ролика.

«Видео было опубликовано, либо чтобы сорвать нынешний переговорный трек, либо чтобы перевести обсуждение с основных тем на побочные,— считает азербайджанский эксперт Ильгар Велизаде.— Это тоже многолетняя практика. Когда-то армянская сторона сама создавала напряженность на линии соприкосновения, чтобы обсуждать эту напряженность, а не поэтапное возвращение Азербайджану его территорий».

«Я не знаю, кто именно опубликовал видео, но оно оказало воздействие на переговоры и представило Баку в соответствующем свете»,— констатировал, в свою очередь, армянский политический аналитик Акоп Бадалян.

Что же касается окончательной цели обеих сторон — подготовки мирного договора, то здесь собеседники «Ъ» настроены скорее пессимистично.

«Позиции сторон остаются взаимоисключающими. Сейчас говорить о том, что лидеры Армении и Азербайджана на следующей встрече в Брюсселе начнут предметное обсуждение текста мирного договора, практически нереально»,— уверен Акоп Бадалян. Однако председатель правления азербайджанского Центра анализа международных отношений Фарид Шафиев уверен: «Именно эта тема в переговорах будет оставаться магистральной, и, несмотря на все трудности, ее обсуждение будет продолжено».

Коммерсантъ. 03.10.2022

Читайте также: