Украине пообещали доступ к еврорынку
Наталья Приходко
Накануне намеченного на среду визита в Киев глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен пообещала изучить возможность предоставления Украине доступа к европейскому рынку и зоне роуминга. Эксперты не исключили вероятного поглощения украинских компаний в ходе грядущего наступления еврогигантов. При этом намерение западных партнеров удержать за собой украинский рынок чревато продолжением курса на эскалацию.
Во время встречи с президентом Украины Владимиром Зеленским в Киеве председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен наметила обсудить доступ украинской стороны к единому европейскому рынку и зоне свободного роуминга. Об этом она написала в Twitter, подчеркнув, что в Евросоюзе дадут Украине возможность максимально использовать свой потенциал.
Причем в ежегодном обращении «О положении Союза» в Европарламенте, по информации издания «Европейская правда», глава ЕК заявила: «Мы введем Украину в нашу европейскую свободную зону роуминга. Пора это сделать». На практике, как уточнили журналисты, это подразумевало обязательство Брюсселя «изучить возможности долгосрочной договоренности об отмене платы за роуминг между ЕС и Украиной». Кроме того в преддверии заявленного визита киевские СМИ сообщили, что Еврокомиссия предложила Украине еще 5 млрд евро макрофинансовой помощи – в дополнение к 10 млрд евро, предоставленным в рамках финансовой, гуманитарной и военной поддержки.
Впрочем, руководитель аналитического отдела ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев оценил эффективность озвученных обещаний не слишком высоко. «Начиная с 2011 года, взаимоотношения с Украиной развивались под лозунгами ее будущего вступления в Евросоюз. Но к 2020 году они сменились рассуждениями о том, что украинское государство может получить статус кандидата в ЕС. Статус кандидата в члены ЕС Украина получила в нынешнем году, а когда ее примут в ЕС, неизвестно. Теперь говорят о ее доступе к европейскому рынку», – пояснил «НГ» Тимофеев. А что касается обещанных новаций в сфере телекоммуникаций, продолжил он, то, видимо, тут предполагается поглощение украинской инфраструктуры европейскими гигантами. Палкой о двух концах может оказаться и решение о доступе к европейскому рынку. Понятно, украинцы хотели бы реализовать оставшееся зерно и экспортировать имеющуюся на западе страны электроэнергию по более простым правилам, чем есть сейчас. Но с другой стороны, и европейские компании получат доступ на разрушенный рынок Украины, и пока непонятно, как смогут выжить сохранившиеся там местные компании. Притом что украинская промышленность все-таки функционирует. Во всяком случае, как показал опыт 90-х годов в России, когда в страну хлынул поток импортных товаров, многие отечественные производители не выдержали конкуренции. В итоге крупные предприятия превратились в торговые центры, напомнил Тимофеев.
Есть вопросы и к новостям о новых зарубежных займах. Последние, разумеется, не окажутся бесплатными. И вдобавок будут подразумевать выполнение Киевом ряда обязательств, в том числе по предоставлению особого статуса для польских граждан в украинском государстве. Не исключено, что в результате европейская интеграция Украины обернется разнообразными формами ее поглощения, сказал руководитель аналитического отдела ИК «Восточные ворота».
Его мнение совпало с данными, приведенными в статье в Bloomberg, активно цитировавшейся в среду украинскими СМИ. В ней отмечалось, что в условиях военных действий государственные расходы Украины резко возросли, а налоговые и другие поступления упали. И сейчас покрывают всего 40% госрасходов. По подсчетам украинского Минфина, в месяц стране требуется примерно 5 млрд долл. (2,5% довоенного ВВП) внешней помощи для покрытия невоенных расходов. Однако на сегодняшний день Киев получил лишь 17,5 млрд долл., что составляет примерно половину от обещанной зарубежными партнерами суммы. «Европейцы – главные виновники этого. В мае ЕС пообещал Украине 9 млрд евро бюджетной поддержки, однако выплачено только около 1 млрд», – констатировал автор статьи. Причем два выведенных им ключевых тезиса, несомненно, перекликались друг с другом: «украинская армия побеждает, но ее экономика проигрывает» и «союзники должны активизировать усилия, чтобы Киев продолжал бороться».
В этой связи еще более показательным выглядел представленный накануне премьер-министром Украины Денисом Шмыгалем макроэкономический прогноз. По его определению, в зависимости от изменений ситуации на фронте, украинская экономика в 2023 году может как упасть на 0,4%, так и вырасти на 10 и более процентов. Хотя пока в следующем году прогнозируется рост внутреннего валового продукта (ВВП) на 4,6%. В утвержденном правительством Украины проекте госбюджета на 2023 год предусматриваются расходы на сектор безопасности и обороны на уровне 1,136 трлн грн. Это почти половина от всей расходной суммы, запланированной на уровне 2,57 трлн грн – при предполагаемых собственных доходах в размере 1,28 трлн грн. Таким образом, ежемесячный дефицит будет составлять более 3 млрд долл., тут же подсчитали украинские аналитики.
Следует отметить, что в среду также появились сообщения о начале работы над новой долгосрочной кредитной программой МВФ для Украины. Как рассказала в интервью Центру глобального развития директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева, в телефонном разговоре с президентом Украины Владимиром Зеленским они договорились о сотрудничестве миссии Фонда с экономической группой Киева в течение следующих недель. Конкретные параметры новой программы МВФ глава организации не назвала. Но подтвердила, что пока та разрабатывается, МВФ намерен предоставить Украине экстренное финансирование. Как и в марте, оно может составить около 1,4 млрд долл.
К слову, сам президент Владимир Зеленский написал по этому поводу в Twitter: «Поблагодарил за выделенные 1,4 миллиарда долларов дополнительной поддержки. Обсудили будущее сотрудничество по укреплению финансовой стабильности Украины». По словам Зеленского, утверждение данного решения МВФ возможно до конца текущего месяца.
Управляющий директор Trade123 Владимир Рожанковский допустил возможность последующей еще более глубокой девальвации украинской валюты в условиях, когда зарубежные партнеры гораздо более охотно предоставляют Киеву военную помощь, нежели средства, необходимые для обеспечения стабилизационного механизма.
«Наверное, многое могло бы зависеть и от украинского президента Владимира Зеленского, если бы тот более четко артикулировал необходимые запросы дня. Но тот находится в зависимом положении. И вдобавок, насколько можно было судить по его выступлениям, Зеленский довольно слаб в вопросах экономики. И в этом, конечно, заключается трагедия для стран, переживающих непростые экономические периоды», – заметил Рожанковский.
Независимая газета. 14.09.2022