Абхазия может открыть торговую границу с Грузией
Юрий Рокс
В Абхазии рассматривается возможность отмены ограничений перевозки грузов через границу с Грузией по реке Ингури. С таким предложением выступила рабочая группа по изучению вопроса транзита грузов через территорию Абхазии, созданная администрацией президента частично признанной республики. Инициатива выдвинута на фоне некоторого обострения отношений с Москвой, вызванного требованием посла России в Абхазии Михаила Шургалина о предоставлении права России приобретать недвижимость в Абхазии.
Напряженность между Москвой и Сухумом возникла неожиданно. Это притом, что в Послании президента Абхазии Аслана Бжания народу подчеркивалась необходимость дальнейшего сближения с Россией и вхождения Абхазии в Союзное государство России и Белоруссии и другие российские интеграционные объединения. Впрочем, Послание президента в самой Абхазии было воспринято неоднозначно. Так, бывший мэр Сухума Кан Кварчия отозвался о нем как «обо всем и ни о чем». А известный абхазский блогер Тенгиз Джопуа саркастически написал: «30 лет прошло (со дня объявления независимости Абхазии. – «НГ»), а президентского спичрайтера никак не поменяют», – подразумевая неизменность президентских посланий народу Абхазии.
Недоразумения возникли по поводу передачи российской стороне государственной дачи в Пицунде с прилегающей территорией (см. «НГ» от 31.07.22). Переговоры по этому вопросу проходили в непубличной обстановке и вызвали в Абхазии возмущение, когда о них стало известно. По ходу также выяснилось, что Россия желает получить полностью приграничное село Аибга, которое сейчас разделено пополам границей. Не прочь овладеть Ингурской ГЭС, что проблематично, поскольку станция находится и на территории Грузии. В целом настаивает на том, чтобы Абхазия пересмотрела закон о недвижимости так, чтобы иностранцы (считай, граждане РФ) получили право приобретать собственность в этой республике.
Новый посол РФ в Абхазии Михаил Шургалин ультимативно предупредил: если парламент Абхазии не ратифицирует соглашение о передаче государственной дачи в Пицунде с прилегающей территорией, а также не пересмотрит закон о праве приобретения недвижимости, то российские военные покинут Абхазию, будут свернуты все инвестиционные программы и проекты по реабилитации аэропорта и железной дороги.
Политолог Астамур Тания считает, что отношения между Россией и Абхазией завязаны гораздо глубже, чем вопрос передачи госдачи в Пицунде и продажи недвижимости россиянам. «Давление может усугубить проблему. Абхазское общество не приемлет никакую форму давления. В нашей истории много случаев, когда нас пытались заставить принимать решения, но в долгосрочной перспективе это не работает», – цитирует политолога региональное издание JAM-news. По мнению Тания, перед Москвой и Сухумом стоит задача строительства гармоничных отношений на долгий период, несмотря на диспропорцию в масштабах двух государств. «Я не помню ни одного случая, чтобы российские партнеры нас не поняли», – заявил Астамур Тания. Он считает нереалистичной идею о вхождении Абхазии в Союзное государство России и Белоруссии в силу разного уровня развития и сильных отличий в законодательстве. А главное, как следует из слов политолога, Москва о таком проекте ничего пока не говорила. Что же касается земельного вопроса, то Астамур Тания называет землю главным и чуть ли не единственным богатством Абхазии, грамотное использование которой может обеспечить существование многих поколений абхазского народа.
В условиях описанного осложнения отношений с Россией инициатива о фактическом открытии экономической границы с Грузией может быть расценена как отход Абхазии от России в сторону бывшей метрополии, даже в условиях неурегулированности конфликта с ней.
Однако абхазский политолог, редактор издания «Чегемская правда» Инал Хашиг утверждает, что предложение о транзите в грузинском направлении и обратно является частью изменений в регионе, связанных с окончанием 44-дневной войны в Нагорном Карабахе: Баку и Ереван договорились об открытии транспортных коридоров. Несомненно, свою роль играет и российско-украинский конфликт. «Противостояние между Западом и Россией достигло критической отметки. Евросоюз ввел против России беспрецедентное количество санкций. Началась глобальная трансформация логистики. Это не могло не отразиться на Южном Кавказе в целом и на Абхазии в частности», – сказал «НГ» Инал Хашиг. По его словам, Абхазия исторически являлась транзитным коридором, но за последние 30 лет от него остался лишь один маршрут: из Абхазии в Россию и обратно.
«Статьи в доходной части бюджета Абхазии от транзита товаров нет, тогда как для многих государств транзит приносит огромные суммы в казну. И сейчас, когда появляются новые логистические маршруты, стоять и наблюдать, как уплывают реальные деньги, которые так нужны Абхазии, просто глупо», – считает Хашиг. По словам политолога, когда Россия фактически отрезана от Евросоюза, турецкое направление становится для нее одним из важнейших, соответственно и для Абхазии тоже. И уже начался транзит грузов из России в Турцию и обратно по территории Абхазии и через ее порты. «Железная дорога и морские порты Абхазии начали зарабатывать, чего не было с советских времен. Эту динамику надо развивать», – сказал «НГ» Хашиг. Политолог сообщил, что еще больше денег принесут потоки грузов через абхазско-грузинскую границу. Именно с такими аргументами рабочая группа рекомендовала президенту Абхазии отменить все существующие ограничения деятельности КПП на абхазско-грузинской границе, которую Тбилиси, к слову, продолжает считать административной. «Если президент выполнит полученные рекомендации, то Абхазия как минимум в одностороннем порядке сможет принимать транзитные грузы не только из самой Грузии, но и из Турции и Армении. Понятно, что этот процесс принесет не только финансы, но и риски, которые связаны с неурегулированностью конфликта с Грузией. Но без этого Абхазии будет сложно развивать свою транспортную инфраструктуру. Это касается и автомагистралей и железной дороги, и морских портов и аэропорта», – считает Хашиг.
Он подчеркнул, что между властями Грузии и Абхазии по данному вопросу консультаций пока нет. Но, считает политолог, если Сухум в одностороннем порядке рискнет открыть свою границу, то и Тбилиси пересмотрит нынешнюю ситуацию.
«Прежде чем президент Абхазии Аслан Бжания примет какое-либо решение по вопросу транзита грузов через Ингури, этот вопрос должен пройти детальное обсуждение в абхазском обществе, сенситивно реагирующем на все, что связано с Грузией», – сказал Инал Хашиг.
Независимая газета. 06.09.2022