Кабмин предложил спецмеры для экономики во время операций за рубежом

Юлия Выродова, Екатерина Виноградова, Инна Деготькова, Инна Сидоркова


Если правительство введет спецмеры в экономике, юрлица не смогут отказаться от контрактов на товары или услуги, говорится в законопроекте. Документ также даст кабмину возможность разбронировать материальные ценности госрезерва.

Правительство внесло в Госдуму законопроект, которым предлагает предоставить ему право принять решение о введении специальных мер в сфере экономики. Документ размещен в базе данных нижней палаты парламента.

Законопроект предлагает предоставить правительству полномочия, которые позволят оперативно удовлетворить потребности армии и других воинских формирований в ремонте вооружения и военной техники, а также обеспечении материально-техническими средствами. Как отмечается в пояснительной записке, такая «краткосрочная повышенная потребность» возникает при проведении контртеррористических и других операций за пределами России, в том числе спецоперации на Украине.

«Необходимость оперативного удовлетворения указанных потребностей, особенно в условиях введения иностранными государствами и международными организациями ограничительных мер <...>, потребует временно сосредоточить усилия в отдельных отраслях экономики (на отдельных направлениях), дозагрузить производственные мощности организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК), включая мобилизационные, и организовать ресурсное обеспечение поставок в рамках государственного оборонного заказа», — говорится в пояснительной записке.

Среди полномочий, которые предлагается дать правительству:

  • принимать решения о введении специальных мер в сфере экономики, порядке их финансирования и материально-технического обеспечения;
  • временное расконсервирование мобилизационных мощностей и объектов;
  • разбронирование материальных ценностей государственного резерва;
  • устанавливать особый режим труда в отдельных организациях, включая условия привлечения к сверхурочной работе «за пределами установленной продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни».

В случае если правительство примет решение ввести спецмеры, юридические лица любой организационно-правовой формы будут «не вправе отказываться от заключения <...> договоров, государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций».

Если потребуется сократить сроки заключения госконтрактов и контрактов по гособоронзаказу, законопроект предусматривает закупку необходимой продукции у единственного поставщика, увеличение или уменьшение по предложению ведомств на соответствующий период количества товара, объема работы или услуги.

Ранее в июне Минфин предложил распространить мобилизационную подготовку на защиту драгоценных металлов, камней и изделий из них, находящихся в Госфонде России. Разработку законопроекта Минфин анонсировал еще год назад. В случае принятия законопроекта в составе Госфонда выделят запасы драгоценных металлов и камней в качестве мобилизационного ресурса страны.

Цели и средства

В условиях де-факто военного времени нельзя продолжать соблюдать процедуры мирного времени, говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. «Должны быть новые процедуры, в том числе и закон о чрезвычайной закупке у единственного поставщика [в рамках ГОЗ]», — подчеркнул он.

Проведение военной спецоперации на Украине требует принятия незамедлительных мер по обеспечению вооруженных сил необходимой техникой и вооружением, дополнительным тыловым обеспечением, считает военный обозреватель ТАСС полковник в отставке Виктор Литовкин. «Но гособоронзаказ распределен по годам. В частности, текущая госпрограмма вооружений рассчитана на 2018–2027 годы. А основное количество вооружений и систем необходимо именно сейчас и даже вчера. Поэтому предприятия ОПК должны работать круглосуточно», - уверен Литовкин. По его мнению, для обремененного долгами ОПК это даже плюс – так как будет стимулировать его развитие и поможет уменьшить бремя перед банками.

Что касается расконсервирования мобилизационных мощностей и объектов, то речь идет о предприятиях, которые изначально строились с мобилизационным ресурсом. «К примеру, завод выпускает пять танков в месяц, но у него есть еще 2-3 цеха, которые тоже могли бы выпускать танки, но они законсервированы, потому что предназначены для войны. Таких предприятий много. Они расконсервируют площадки, вернут специалистов, которые ушли на пенсию и так далее. Это мобилизационная экономика», - объяснил эксперт. То же самое относится и к разбронированию материальных ценностей госрезерва. «На складах находятся алюминий, металл, пороха, тушенка и много чего еще. Это все может быть направлено в вооруженные силы на решение задач, которые поставлены президентом в ходе специальной военной операции», - подытожил Литовкин.

Очевидно, что в данный момент перед государством стоит цель обеспечить всем необходимым проведение военной операции за пределами России в условиях санкционного давления и отсутствия импорта необходимых товаров и услуг, отмечает руководитель юридической практики CM Grace Consulting Екатерина Орлова. Законопроект призван, во-первых, обеспечить бесперебойное функционирование заводов ОПК: чтобы конкретный завод, производящий необходимую для военных действий продукцию, мог работать в три смены без рисков срыва поставок или привлечения к ответственности за нарушение норм трудового законодательства, полагает эксперт.

Во-вторых, власти преследуют цель не допустить повторения ситуации из 1990-х годов, когда третьи лица пытались получить контроль над предприятиями ОПК извне посредством недружественных действий, остановки производства, использования штата для создания трудовых споров и иных способов дестабилизации. Законопроект направлен также на сокращение подобных рисков, уверена Орлова.

«Государству критически важно обеспечить, чтобы юридические лица, предоставляющие необходимые товары и услуги, осуществляли своевременные поставки и не имели возможности отказать в услугах. Законопроект, конечно, невозможно сравнивать с директивой ЦК ВКП (б) от 1941 года в рамках освободительной войны «Все для фронта, все для победы», но фактически мы видим план на построение экономики, нацеленной на быстрое достижение конечных результатов посредством структурной перестройки и эффективных способов ее мобилизации», — констатирует она.

Гособоронзаказ может распространяться не только на предприятия ОПК, но и, исходя из потребностей государства, перепрофилировать «гражданские» производства на временный выпуск нужной продукции, допускает глава юридической компании AVG Legal Алексей Гавришев. На предприятиях, по его мнению, могут появиться военпреды, контролирующие качество и сроки выпускаемой продукции. Однако до настоящего времени таких юридических прецедентов в истории современной России не было, добавляет он.

Оценивая возможную ответственность компаний за игнорирование решений государственных органов о введении специальных мер, руководитель практики «структурный и налоговый консалтинг» юридической компании «Лемчик, Крупский и Партнеры» Людмила Круглова отмечает, что из текущей редакции законопроекта не ясно, какое наказание предусмотрено.

«В теории компанию или должностное лицо, не исполнившее обязательство, предусмотренное рассматриваемым законопроектом, можно попытаться привлечь к ответственности по имеющимся статьям КоАП. В частности, статья 19.5 предусматривает ответственность в виде штрафа (до 500 тыс. руб.) за невыполнение в установленный срок законного предписания или требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, либо его территориального органа», — предполагает она.

РБК. 30.06.2022

Читайте также: