Для Запорожья и Херсона адаптируют крымский референдум
Иван Родин
Превращение украинских Запорожской и Херсонской областей явочным порядком в российские регионы в последние дни активизировалось. Управленческие структуры плотно набиваются приезжими чиновниками, правоохранительные органы полностью импортированы. Стали известны и подробности сентябрьских референдумов. Судя по всему, для Северной Таврии предполагается адаптировать крымское голосование 2014 года, но с поправкой на отсутствие атрибутов суверенности. Это обстоятельство, если не будет изменен или статус Запорожья и Херсонщины, или законодательство РФ, де-юре пока не позволяет принимать их в состав России.
Бывший первый замгубернатора Вологодской области Антон Кольцов, который руководил правительством этого региона, 19 июля прибыл в Запорожскую область, где он возглавит аналогичную структуру. И первым делом Кольцов подчеркнул, что взял с собой только нескольких коллег с прежнего места службы, поскольку в основном планирует работать с местными специалистами.
«Я уверен, что здесь профессиональный коллектив, и необходимо работать с представителями военно-гражданской администрации, я буду опираться в первую очередь на них», – сказал Кольцов. Однако один из приехавших как раз и станет его заместителем, чтобы курировать развитие инфраструктуры, в том числе под дальнейшие инвестиции. Что же касается самого Кольцова, то он пояснил, что в его зону ответственности входит практически вся социально-экономическая сфера.
В числе первоочередных задач нового запорожского правительства Кольцов назвал подготовку школ к работе по российским стандартам, материально-техническое обеспечение объектов здравоохранения, запуск предприятий, вывоз зерна и подготовку озимых. О его назначении стало известно лишь накануне, так что такой оперативный приезд означает одно – на так называемых освобожденных территориях Украины начался политический аврал. И направляет его в правильное русло первый замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко.
О его постоянном – очном или виртуальном – присутствии там говорят многие решения, исполненные в характерном стиле пресловутой «школы губернаторов». Кстати, большинство заметных назначенцев на государственные посты как в Запорожье и Херсонщине, так и в ДНР и ЛНР – это выпускники данного заведения. Так вот, один из отработанных на субъектах РФ подходов – это делегирование туда варягов, которые вроде бы и оставляют местные элиты при делах, но уже на вторых ролях. Поэтому, судя по всему, главы запорожской и херсонской ВГА Евгений Балицкий и Владимир Сальдо – бывшие украинские политики, перешедшие на сторону России, теперь становятся больше символическими фигурами. Зато они превращаются в ньюсмейкеров, тогда как специалисты-медийщики, прежде изображавшие из себя высокопоставленных представителей новой власти, сосредоточатся не на продуцировании новостей, а на их раскручивании и текущей пропагандистской работе. И это уже заметно по интернет-ресурсам, связанным с обеими ВГА: там стало меньше общераспространенной информации о ходе спецоперации, а больше – о конкретных управленческих достижениях пророссийских администраций.
Понятно, что политический аврал связан с предстоящими уже, видимо, в сентябре референдумами о вхождении в состав России как минимум четырех бывших украинских областей, две из которых официально признаны Кремлем в статусе народных республик. Харьковская область, очевидно, остается под вопросом – слишком небольшая ее часть контролируется силами спецоперации. И как раз 19 июля благодаря спикеру Госсовета Крыма Владимиру Константинову стали известны некоторые подробности будущих голосований, которые, возможно, все-таки не будут названы референдумами именно в регионах Северной Таврии. Для них, похоже, предлагается адаптировать крымский референдум 2014 года. При этом Константинов в интервью ТАСС в первую очередь подтвердил, что очищения столицы Запорожской области от украинских войск ждать не будут, там голосование можно провести и позднее. Между тем, в городе Запорожье и вокруг него сосредоточена большая часть избирателей области. Но они, скорее всего, заметно менее пророссийски настроены, чем жители Мелитополя или Бердянска.
Затронул Константинов и тему легитимных оснований для референдума, признав, что у Крыма в свое время они были юридически значимые, а вот у Запорожья и Херсонщины будут только политические аргументы. «Безусловно, нужно учитывать фактор того, что мы имели право на проведение референдума как регион Украины, у нас была своя конституция, мы действовали в полном соответствии с конституцией в период потери Украиной своей государственности на фоне антиконституционного госпереворота», – подчеркнул он. Что касается северных соседей Крыма, то Константинов заметил: «Важно в этой истории – из-за чего все это начинается. Как трактует устав ООН – если само государство является смертельно опасным, то тогда регион может выйти из состава страны. Легитимность, безусловно, есть, и она определена. Но самый высокий уровень легитимности – это, в первую очередь, само голосование, сами люди. Прямое обращение к людям является наиболее легитимным. Очень важно, чтобы это было признано нашими людьми – в Запорожской области и в РФ». Стоит подчеркнуть, что в уставе ООН прямого указания на отмеченную им норму нет, но для России это уже и не важно. И Константинов повторил весьма избитую фразу, что Украина, мол, в том виде, в котором она существует, полностью себя дискредитировала, обанкротилась.
Независимая газета. 19.07.2022