Зеленский балансирует между войной и миром

Наталья Приходко


В последних заявлениях президента Украины Владимира Зеленского наметились противоречия. С одной стороны, он уверяет в необходимости победы Украины и в противном случае грозит поражением всему демократическому миру. С другой – ратует за завершение боевых действий до зимы и добивается от западных партнеров гарантий безопасности Украины. Но затягивать с мирными переговорами не в интересах Киева. Потому важно использовать вероятную паузу, которая может выдаться уже в ближайшие недели – после выхода сил РФ, ДНР и ЛНР на границы названных республик.

Военные действия с РФ закончатся победой украинской стороны, как бы трудно ей ни было. В этом вновь заверил Владимир Зеленский в интервью американской телекомпании NBC, которое активно цитировали в среду украинские СМИ.

Однако он признал, что переживает из-за вероятной усталости Запада от украинского кризиса, поскольку от кого-то уже начинают звучать призывы о сокращении помощи Киеву. Но если проиграет Украина, проигрывает демократия, а значит, и США, и европейские государства, отметил Зеленский.

Накануне он также выступил по видеосвязи перед саммитом лидеров стан G7 в Германии. И по данным источников агентства Reuters, заявил, что желал бы завершения боевых действий на территории Украины к концу текущего года – до наступления зимы. При этом, по информации президентской пресс-службы, Зеленский предложил лидерам G7 сосредоточиться на конкретных шагах, вроде обеспечения будущих гарантий безопасности Украины.

И очевидно, если первые из приведенных выше заявлений были нацелены на продолжение военных действий, то реализация вторых подразумевала возобновление замороженных российско-украинских переговоров. Возникает вопрос: в чем более заинтересован президент Украины?

Как заметил «НГ» замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов, для Владимира Зеленского, конечно, актуально проведение переговоров с Москвой, но для этого он хотел бы улучшить свои переговорные позиции и добиться каких-то успехов. Поэтому в Киеве так много говорят о возможном контрнаступлении, которое анонсируется то на август, то на сентябрь.

В то же время, отметил Суслов, там начинают осознавать, что украинские силы все более истощаются. И в условиях этого истощения под сомнение могут быть поставлены также перспективы дальнейшего продолжения боевых действий. Не случайно в выступлении на саммите G7 президент Украины говорил о желании завершить боевые действия до зимы. Но здесь проблема также состоит в необходимости достижения некоего успеха. Получится ли его добиться? В Москве вполне понимают сложившуюся ситуацию и учитывают ее в своих действиях, сказал замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ.

Примечательно, что в том же интервью украинский президент одновременно постарался ободрить и собственных военнослужащих. «Нужно понять, что не только мы теряем, и Россия теряет. Там, где мы теряем одного человека, в этот момент Россия теряет пять человек. Там, где мы теряем танк один, они теряют пять танков. Вот так мы боремся», – констатировал украинский лидер. Хотя и признал, что общий расклад не в пользу ВСУ. Но, несмотря на все сложности и даже шаги назад на определенных направлениях, украинские военные держатся, а в других местах продвигаются вперед, подчеркнул Зеленский.

Президент Украины, пояснил «НГ» гендиректор Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Кортунов, оказался заложником собственных успехов в информационной войне. В результате местной элите и населению были внушены завышенные ожидания и уверенность, что Украина находится чуть ли не в шаге от победоносного завершения конфликта с РФ. Тогда как, с другой стороны, существовала реальность на поле боя, которая не давала серьезных оснований для оптимизма. В таких обстоятельствах для Владимира Зеленского остались актуальными оба направления – и военное, и мирное, уточнил Кортунов.

Хотя понятно, добавил он, что добиться каких-то максималистских целей Киев уже не в силах. В частности, он не сможет восстановить территориальную целостность страны в границах 1991 года. И едва ли даже сумеет вернуться к статус-кво, существовавшему на момент 24 февраля текущего года. Но здесь также многое зависит от интерпретации. Скажем, можно ли считать победой Украины получение ею статуса кандидата в члены ЕС? И способно ли такое решение оправдать какие-то территориальные потери, которые представляются вероятными? В создавшихся условиях для украинского лидера важно управлять сформированными общественными ожиданиями, чтобы не сжечь собственный политический капитал. Это сложная задача для любого политика, а в подобной ситуации она особенно трудна, определил эксперт.

Впрочем, в этом месте, комментируя дальнейшее развитие украинского сценария, аналитики зачастую ссылались на то, что оно определяется не желаниями киевских лидеров, а решениями западных, и прежде всего вашингтонских, политиков. В этой связи показательным стало и заявление премьер-министра Бельгии Александера Де Кроо по прибытии на саммит НАТО, который проходит в Мадриде 28–30 июня. Как рассказал бельгийский премьер журналистам, в альянсе уже обсудили с президентом Владимиром Зеленским будущее военного конфликта между Россией и Украиной и указали, что его возможно разрешить «только на поле боя».

«Мы четко дали понять: эта война может быть выиграна только на поле боя, и мы должны продолжать поддерживать президента Зеленского и украинское население насколько это возможно, чтобы победить на поле боя против российской агрессии», – сказал Александер Де Кроо, разъяснения которого были приведены на его странице в Twitter.

На сегодня, заметил Андрей Кортунов, устойчивого единства по этому поводу у западных политиков нет. Кто-то из них говорит, что нужно решить конфликт за столом переговоров. А кто-то выступает за победу на поле боя. И также убеждает, что большая военная поддержка помогла бы Киеву добиться какого-то перелома и зарезервировать за собой более благоприятные условия для переговоров с Москвой. Но надо понимать, что при всем своем драматизме украинский конфликт не является единственной темой мировой политики. Судя по заголовкам зарубежных СМИ, западную публику также беспокоит рост цен на энергию и продовольствие, потенциальный конфликт между США и Китаем из-за Тайваня и т.п. И конечно, долго сохранять центральную позицию в мировой повестке за украинским конфликтом не удастся. К тому же, как ни крути, непосредственно Запад в нем не участвует. Но так или иначе любой конфликт, когда не идет речь о безоговорочной капитуляции одной из сторон, но до нее тут дело не дошло, завершается посредством компромиссных договоренностей, в которых обе стороны отходят от своих максималистских требований, сформулировал аналитик.

По его словам, сейчас скорее вопрос заключается в том, когда наступят условия, благоприятные для возобновления дипломатического диалога. Если предположить, что в ближайшие недели силы РФ, а также народной милиции ДНР и ЛНР выйдут на границы упомянутых республик, возможно, за этим последует некая пауза. Причем затягивать с мирными переговорами не в интересах Украины. Так как в дальнейшем общественное внимание рискует уменьшиться, а затем могут сократиться объемы помощи Запада, да и его единство окажется под вопросом, не исключил гендиректор РСМД.

Независимая газета. 29.06.2022

Читайте также: