Тбилиси вынуждают заняться антикоррупционными реформами
Юрий Рокс
Глава МИД Грузии Илья Дарчаишвили завершает сегодня двухдневный визит в Брюссель. В столице Бельгии он встречался с еврокомиссарами и евродепутатами. На протяжении всего визита министр уверял: Грузия сделала исторический выбор в пользу Евросоюза и ждет приема в объединение. Вопрос предоставления статуса кандидата в члены ЕС Украине, Молдавии и Грузии будет решаться на следующем саммите ЕС, который состоится в июне, говорится в заявлении Евросовета.
Ситуация, однако, непростая. Представители власти продолжают обвинять оппозицию в деструктивных действиях. В частности, премьер-министр Ираклий Гарибашвили в очередной раз выступил с обвинением в том, что ряд политиков ездят в Брюссель и пытаются лоббировать… отказ в приеме Грузии в ЕС, пока не сменится власть. По словам Гарибашвили, ему известны имена всех таких «лоббистов». Он предупредил, что подобная деятельность может быть объявлена враждебной и предательством Грузии со всеми вытекающими последствиями, подразумевая ответственность по закону.
Обвинение повторил вице-спикер парламента Грузии Гия Вольский. При этом он расширил «преступный состав до всей Европейской Народной партии, с которой тесно сотрудничает оппозиционное Национальное движение Грузии – бывшая партия власти». «Заявление Европейской Народной партии – это, по сути, заявление Национального движения. Это одна политическая группа, действующая в своих узких интересах. В данном случае их цель – любой ценой заблокировать интеграцию Грузии в ЕС. Причина в том, что любой шаг в этом направлении наносит удар по интересам национального движения, лишает его рычагов для дестабилизации и, соответственно, перспектив возвращения власти», – заявил Вольский.
Так или иначе, ситуация с предоставлением статуса кандидата члена ЕС Грузии непонятная. И дело даже не в том, что власти якобы получили список претензий ЕС (см. «НГ» от 25.05.22).
Напомним, оппозиционные СМИ объявили, что шлагбаум перед Грузией опущен по пяти причинам: выхода правящей «Грузинской мечты» из Соглашения Шарля Мишеля по выводу страны из внутриполитического кризиса; нарушения в ходе выборов в органы местного самоуправления осенью 2021 года; процедуры назначения судей и допущенных при этом нарушений; нарушения прав заключенного третьего президента страны Михаила Саакашвили; политически мотивированного ареста гендиректора оппозиционного телеканала «Мтавари» («Главный») Ники Гварамия; разгрома ультраправыми группировками мероприятия ЛГБТ 5 июля 2021 года в Тбилиси, в результате чего пострадало более 50 сотрудников СМИ и погиб оператор одного из местных телеканалов.
Однако президент Литвы Гитанас Науседа выразил надежду на то, что Украине, Грузии и Молдавии будет предоставлен статус кандидата в члены ЕС. По его словам, это политический процесс, в котором приоритетом является Украина, участвующая в конфликте. «Она отстаивает европейские ценности, и это очень важно. Поэтому самое меньшее, что мы можем сделать для нее, – предоставить статус кандидата в члены ЕС. Это означает то, что они окажутся в начале долгого процесса, который завершится вступлением в ЕС», – заявил Науседа. Он подчеркнул, что в Грузии было два конфликта с Россией, и это целенаправленная политика Москвы: устроить конфликт, заморозить его и остановить прогресс страны. Он сказал, что, несмотря на все проблемы, надеется на предоставление статуса кандидатов всем трем странам.
В отличие от Науседы премьер-министр Эстонии Кая Каллас была куда менее оптимистична. Оценивая ситуацию, она заявила, что в ЕС продолжается работа по согласованию позиций в вопросе предоставления статуса кандидатов членов ЕС Украине, Грузии и Молдавии. «Мы работаем над достижением договоренности к следующему саммиту в июне. Я думаю, что Украине важно иметь четкие условия по получению статуса кандидата в члены ЕС. В Молдавии и Грузии продолжаются дискуссии, но я думаю, что они еще не готовы. Мы поддерживаем всех одинаково, но не все поддерживают их», – заявила Каллас. Премьер Эстонии подчеркнула, что в ЕС могут вступать страны при условии реализации всех реформ, как, в частности, 18 лет назад это сделала Эстония. «Следует провести антикоррупционные реформы с точки зрения верховенства закона – это ценности ЕС. Если Грузия выполнит эти условия, то тоже получит статус» – так ответила Кая Каллас на вопрос грузинской телекомпании «Рустави-2».
Независимая газета. 02.06.2022