Европа получает все меньше газа из России
Анатолий Комраков
ФРГ и Канада не могут найти способ обхода канадских санкций, которые блокируют поставку отремонтированной турбины для «Северного потока». Германия уже столкнулась с сокращением поставок российского газа, что заставляет ее политиков вести неприятные разговоры о восстановлении атомной энергетики и потребления угля. «Газпром» заявлял, что решения проблемы турбин не видно. Эксперты «НГ» отмечают, что теоретически технические способы выхода из турбинового тупика есть, но срочные меры – не в интересах «Газпрома», а исключение подобных ситуаций на будущее требует очень серьезных стратегических мер по импортозамещению.
Прогресса в переговорах с Канадой о ситуации вокруг газовых турбин компании Siemens нет, сообщил в среду представитель Министерства экономики Германии.
О том, что Канада ведет переговоры с Германией, чтобы преодолеть последствия решения Оттавы по турбинам для газопровода «Северный поток», ранее рассказал агентству Bloomberg канадский министр природных ресурсов Джонатан Уилкинсон. «Мы ведем переговоры с Германией, пытаясь найти путь, по которому действительно сможем обеспечить поставки газа. Возможны разные варианты, которые мы рассмотрим», – заявил он.
Уилкинсон отметил, что Канада хочет соблюдать собственные санкции, но их целью «никогда не было нанесение значительного вреда ФРГ», которую министр назвал одним из ближайших друзей и союзников Оттавы. Поэтому Канада очень озабочена ситуацией с турбинами, заверил он.
Канада расширила санкционный список против России в начале июня, добавив туда запрет на 28 видов деятельности в области добычи полезных ископаемых, производства продуктов нефтепереработки и угля, а также химических продуктов. В список попали услуги по транспортировке нефти и природного газа, а также услуги по ремонту металлических изделий, машин и оборудования.
Переговорщикам предстоит решить вопрос не с одной турбиной, которая должна вернуться на компрессорную станцию «Портовая» в Ленинградской области. «Газпром» объяснял, что по требованию Ростехнадзора остановлена работа уже двух газоперекачивающих агрегатов, а эксперты говорят, что аналогичная проблема со временем может коснуться и других турбин, которые выработали межремонтный ресурс.
Siemens Energy поясняла, что поставляет для «Северного потока» с 2009 года газовые турбины, которые приводят в движение компрессоры, необходимые для повышения давления газа в трубопроводе. Речь о так называемых аэродеривативных газовых турбинах, которые собираются в Канаде и находятся в эксплуатации уже более 10 лет. Для их нормальной работы турбины проходят регулярный ремонт на заводе Siemens Energy в Монреале – единственном заводе, на котором по техническим причинам возможны такие работы. Всего на Портовой работают восемь газоперекачивающих агрегатов. Но и вторая турбина, которой нужно пройти техобслуживание, сейчас не может быть отправлена за границу из-за санкций.
В «Газпроме» отмечали, что решения проблемы не видят, но председатель правления компании Алексей Миллер напоминал, что через Балтику протянут свежий «Северный поток – 2», в котором поддерживается необходимое давление и достаточно просто его сертифицировать, после чего газ пойдет в Германию без проблем.
На петербуржском форуме он рассказывал, что мировое потребление газа за пять месяцев 2022 года уменьшилось в годовом выражении на 25 млрд куб. м, из них 24 млрд сокращения пришлись на ЕС. «Газпром» с начала года снизил поставки газа в дальнее зарубежье почти на 29%, но компания «не в обиде», поскольку цены на газ выросли в разы и компенсировали это снижение.
На Западе некоторые считают это частью гибридной войны со стороны России. Европа должна срочно готовиться к полному прекращению поставок природного газа из России, приняв меры по сокращению потребления и поддержанию работоспособности стареющих АЭС, заявил в среду глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль. «Европа должна быть готова к тому, что российский газ будет полностью отключен. Чем ближе мы подходим к зиме, тем больше понимаем намерения России. Я считаю, что сокращения направлены на то, чтобы не допустить заполнения хранилищ в Европе и увеличить влияние РФ в зимние месяцы», – сообщил он.
Экспорт российского газа в Европу (без учета поставок в Турцию) составляет сейчас всего 109 млн куб. м в сутки, или 40 млрд в годовом исчислении. Обычно на континенте потребляется примерно 550 млрд, из которых 350 импортируется, и 200 млрд из них – российское голубое топливо. 180 млрд РФ поставляет по трубам. До пандемии Германия покупала 55% необходимого ей природного газа у России, к концу апреля 2022 года доля российского газа на немецком рынке снизилась до 35%.
Падение российских поставок выглядит логично: Украина сама отказывается принимать газ для транзита на одном из двух пунктов приема, «Ямал–Европа» закрыт из-за контрсанкций, «Турецкий поток» остановлен до 28 июня на плановое техобслуживание. Основная потеря сейчас связана со снижением поставок по «Северному потоку», который не получил турбину от немецкой Siemens после ремонта в Канаде (с 16 июня «Газпром» снизил поставки газа в Европу через «Северный поток» до 67 млн куб. м в сутки при плановых 167 млн).
Рассчитывать на помощь бывших «партнеров» в такой ситуации не приходится. Вряд ли они готовы сейчас идти на уступки по санкциям, сказал «НГ» завкафедрой экономики промышленности РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Быстров. – Россия должна быть готова сама решать такие проблемы. Технические возможности решения проблемы есть, но все они не могут быть реализованы быстро. Чинить турбины можно по тому же принципу, что применяется сейчас в нашей авиации, – часть самолетов встанет на прикол и станет донорами запчастей. У нас есть и свои турбины, но они уступают импортным по всем техническим характеристикам. Для того чтобы сократить отставание, нужны усилия уже стратегического характера, связанные с расширением НИОКР в этом направлении, подготовкой соответствующих кадров, дополнительными инвестициями в технологическую базу. Но это еще более длительный процесс».
Применение запретов и ограничений по контрактам, вступившим в силу до введения санкций, является неоднозначным, сказала «НГ» доцент кафедры международного бизнеса и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Прикладова. «В ситуации с газотурбинами очевидна заинтересованность ЕС, в частности, Германии в возобновлении объемов поставок российского газа, которое невозможно из-за отказа Канады возвращать оборудование после технического обслуживания. Возможно, немецкое подразделение Siemens поставит российской стороне газотурбины взамен отправленных на ремонт в Монреаль, что будет оформлено в рамках контракта, действующего до введения санкций, – предполагает она. – Такой вариант представляется оптимальным и правомерным при определенных условиях, в том числе закрепленных в договоре по обслуживанию оборудования. При этом позиция России прозрачна и заключается в готовности возобновить работу газопровода в полном объеме, обеспечивая прокачку газа в соответствии с предоплаченными суммами. В любом случае Германия и в целом ЕС не готовы к оставлению ситуации без изменений: снижение предложение газа на рынке приведет к росту тарифов, цен производителей, расходов домохозяйств и т.д. Поэтому европейцы заинтересованы в решении проблемы в кратчайшие сроки».
Судя по общим дипломатическим высказываниям, озвученным немецкой стороной, конкретных путей по замене канадских турбин у них нет, говорит вице-президент Российского союза инженеров Шамсудин Зиниев. – Очевидно, что затягивание ремонта и возврата турбины увеличивает риски остановки проекта, что ставит Германию в крайне тяжелое положение». Это вынудит стороны найти решение по этому вопросу, уверен эксперт.
«Германия в моменте заменить турбины на другие не может, так как они изготовлены под конкретные технические требования – размер и мощности нашего трубопровода, – сказал «НГ» председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. – Есть ли у Германии резерв, мы не знаем. Но теперь становится понятно, что все, что зависит от иностранных поставщиков, по возможности нужно резервировать».
Как вариант можно рассмотреть сценарий, по которому юридически обосновывался бы обход санкций, рассуждает эксперт. «Например, может быть заявлено, что это не новая поставка, а оказание услуги – ремонт имеющегося оборудования. Возможно, здесь есть лазейка, которой можно воспользоваться».
Независимая газета. 22.06.2022