Союзная интеграция России и Белоруссии: испытание украинским кризисом

Анатолий Корнелюк


На фоне усиления западного санкционного давления на Россию и Белоруссию происходит укрепление Союзного государства. Об этом шла речь 23 мая в сочинской резиденции российского президента Бочаров Ручей.

На первый взгляд, тривиальная повестка и неожиданные выводы. Экономическая интеграция с акцентом на импортозамещение в контексте западных санкций, безопасность и, конечно же, Украина. Все это много раз проговаривалось на предыдущих встречах. В частности, 16 мая на юбилейном саммите ОДКБ. Тем не менее Александр Лукашенко во время нынешнего визита в Сочи публично сделал акцент именно на позитиве.

Казалось бы, если мощнейшие экономики мира накладывают санкции, блокируют инвестиции и просто воруют собственность российских компаний и физических лиц (причем политически мотивированно воруют, как это произошло, например, во Франции с картинами из коллекции Морозовых), то могут ли быть поводы для радости? Оказывается, могут. Потому что происходит не только переформатирование экономики, чему наглядное подтверждение – замещение продовольственного импорта на российском рынке с 2014 года (не без помощи «белорусской креветки», разумеется). Происходит также очищение и обновление элит – и политических, и культурных. Стоит, в частности, надеяться, что новогодний «Голубой огонек-2022» будет без надоевших всем физиономий и гарантированно – без предателей.

«Несмотря на все сложности, хотел бы отметить, что российская экономика выдерживает санкционный удар, выдерживает весьма достойно. Об этом говорят все основные макроэкономические показатели», - констатировал президент России в ходе переговоров с А.Лукашенко.

Владимир Путин подчеркнул положительный эффект от реализации принятых мер, позитивно сказавшихся на уровне товарооборота между двумя частями Союзного государства России и Белоруссии. «В прошлом году был достигнут рекордный уровень – почти 38,5 миллиарда долларов. Кстати говоря, переход в торговле с нашими партнерами на национальную валюту, на рубли, тоже дает о себе знать», - сказал он.

А.Лукашенко, в свою очередь, отметил: «Экономика в России, и вообще у нас в союзе не просто укрепляется, а неожиданно интенсивно укрепляется. Возьмите инфляцию, возьмите безработицу». Отметив сокращение безработицы, он констатировал, что «рубль укрепляется бешеными темпами». Речь, правда, о российском рубле, а не белорусском. Нацбанк Белоруссии поощряет дискриминационный обменный курс российского рубля государственными и коммерческими банками, что вызывает огромное возмущение не только белорусских граждан.

Как и во времена предыдущих кризисов, А.Лукашенко представил нынешнюю непростую ситуацию как «время возможностей». Такое выражение любят в Китае при характеристике кризиса, и уже из Поднебесной оно перекочевало в белорусский политический лексикон. И далее глава РБ обратился к собственно возможностям, в очередной раз отметив, что «они, сами не понимая того - Запад, нас подтолкнули заниматься более интенсивно своей экономикой. Мы определили, наши правительства по нашему поручению определили основные направления по импортозамещению. Даже посчитали в первом приближении, во что это обойдется. Деньги совсем небольшие».

А.Лукашенко конкретизировал: под «хорошим импортозамещением» он понимает удовлетворение нужд предприятий в комплектующих. «Мы уже хорошо работаем в сфере безопасности по производству того, что нужно нашей совместной армии, которая здесь действует», - отметил он. Уточним: пока никакой совместной армии у Белоруссии и России нет, есть совместная группировка войск на западном направлении, не на южном.

Не секрет, что вследствие санкций западным компаниям было предписано не только свернуть сборочные производства в России, но и отказаться от поставок комплектующих. Даже морально устаревшие станки запрещено поставлять, что актуализирует давнюю проблему возрождения российского станкостроения. Со всем этим связаны, например, большие проблемы российского автопрома. Однако проблемное поле гораздо шире и автомобилями далеко не исчерпывается.

Белоруссия может поставить ряд комплектующих в Россию. Вопрос в качественных характеристиках таких поставок. Например, деградировавшая белорусская микроэлектроника в состоянии произвести чипы 320-350 нанометров при том, что до недавнего времени Россия импортировала из Кореи и других стран чипы 10-14 нанометров.

Потенциальные российские партнеры в свое время неоднократно предлагали проекты кооперации во многих отраслях, включая упомянутые автопром и микроэлектронику. Однако в Минске предпочли наложить вето на такие проекты, так как потенциальные российские инвесторы ставили вопрос о собственности. Россиянам было предложено вложить деньги и заниматься сбытом, не вмешиваясь ни в руководство, ни в другие как бы не их вопросы. В итоге белорусские госпредприятия «Планар» и «Интеграл» производят оборудование и продукцию, которая по-своему уникальна и востребована, правда, лишь несколькими предприятиями белорусского ВПК.

Разговоры о кооперации с акцентом на импортозамещени или без такового могут вестись бесконечно. Очередной визит в Сочи был посвящен явно не проговариванию многолетних благих пожеланий, практический выход которых в экспертном сообществе часто обозначается одним словом (названием проваленного амбициозного союзного проекта) - «Росбелавто».

«У нас огромный рынок, у нас есть ресурсы, у нас есть технологии», - сообщил А.Лукашенко. И это действительно так, если всерьез воспринимать намерение Минска исполнить договор 1999 года о создании Союзного государства России и Белоруссии.

В.Путин в публичной части встречи был более конкретен и обозначил несколько чувствительных позиций. Среди них – проблема валюты (Минск не соглашается на введение единой союзной валюты), единой аграрной политики – законодательство и практика в двух союзных частях в этой сфере абсолютно разные.

«Разумеется, один из ключевых вопросов – все, наверное, ожидают, что я скажу «энергетика», – это важно, но прежде всего промышленная кооперация. Вы тоже неоднократно ставили вопрос о том, чтобы нам здесь сделать дополнительные шаги вперед», - сказал президент России, попутно делая комплимент белорусскому гостю.

Залог успеха обозначенной президентом РФ промышленной кооперации лежит в политической плоскости. Минск не устраивают российские условия кооперации, а Москва не намерена их менять под Минск. Об этот камень преткновения третий десяток лет разбиваются интеграционные волны, сменяющиеся штилем и как бы забвением Союзного договора 1999 года.

Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии – он не только об экономике. Хотя эффект от одного только импортозамещения для российской экономики, по некоторым оценкам, составляет около $300 млрд. Гуманитарная сфера союзной интеграции является непаханым полем, о единой внешней политике пока приходится только мечтать.

А.Лукашенко поднял украинскую тему, сообщив российскому лидеру, что некие «политики уже делают шаги к тому, чтобы расчленить Украину». В частности, он пожаловался на польского президента Анджея Дуду, который якобы «практически ничего не решает в Польше» и «занимается этими фейками».

«Нас беспокоит то, что они готовы, - поляки, натовцы - выйти, «помочь» таким образом - забрать, как до 1939 года, Западную Украину. Нас это настораживает не только с точки зрения сегодняшней безопасности. Это их стратегия и по Западной Белоруссии. Поэтому мы ухо востро держим. И, как я говорил, еще украинцам придется нас просить, чтобы мы не допустили отрыва этой западной части и других частей от Украины», - уточнил Лукашенко.

События в Киеве, где на днях побывал Дуда, вроде бы подтверждают такое утверждение. В.Зеленский решил подписать скандальный законопроект об особом правовом статусе граждан Польши на Украине. Официальный представитель российского МИД Мария Захарова дала резко негативную оценку этому документу, ставящему под вопрос суверенитет соседней постсоветской республики.

Очередная попытка реинкарнации польской Речи Посполитой в границах если не 1772 года, то хотя бы 1939 года закономерно беспокоит не только Минск, но и Москву. Однако достойный ответ Минск в одиночку дать не может – только в теснейшем союзе с Россией. Для такого не номинально, но реально тесного и политически эффективного союза необходимо исполнить договор 1999 года, создав базис.

В перспективе возможно полное воссоединение с Россией, что открывает совершенно другие возможности и горизонты для жителей и субъектов хозяйствования Белоруссии. Разумеется, белорусские националисты будут против, однако они всегда будут против, потому что они русофобы и на самом деле враги своего народа, что доказывали более века весьма убедительно.

Поэтому во главу угла должны быть поставлены интересы народного большинства. В нынешних условиях - и это объективно - экономическая интеграция исключительно полезна и даже спасительна для народов Союзного государства России и Белоруссии. Альтернативным примером является соседняя Украина, ставшая именем нарицательным для многих негативных явлений задолго до 24 февраля 2022-го.

Ритм Евразии. 26.05.2022

Читайте также: