Посол России в Варшаве под угрозой выдворения

Валерий Мастеров, журналист-международник


В канун визита президента США Джозефа Байдена в Польшу посол России в Варшаве Сергей Андреев был срочно приглашен в МИД. Как написали польские СМИ, «вызван на ковер». Андрееву вручили ноту о высылке 45 россиян, обладающих дипломатическим статусом. Бросалась в глаза спешка. Список персон нон грата еще не был составлен, но срок на сборы уточнен: почти всем давалось пять дней, двоим – 48 часов.

Надо было успеть до встречи с американским гостем. В польском внешнеполитическом ведомстве не скрывали, что «решение принималось в координации с союзниками», руководствуясь тем, что нынешнее состояние российско-польских отношений «не оправдывает необходимости поддерживать столь многочисленный дипломатический персонал в российских дипломатических учреждениях». Однако причиной называлась «деятельность, несовместимая со статусом дипломатов и нарушающая нормы Венской конвенции». И совсем странное обоснование, будто «незаконная деятельность этих дипломатов может представлять опасность для беженцев с Украины и общую угрозу безопасности Польши и польским союзникам из стран НАТО и ЕС».

На выходе российского посла поджидали местные журналисты. Андреев заявил, что для принятого Польшей решения «нет никаких оснований, потому что наши сотрудники посольства и торговой миссии действовали согласно своим обязанностям». Дипломатические российско-польские отношения сохраняются, послы в Москве и Варшаве остаются на месте. А вот дальше все вопросы касались событий в Украине.

Андреев рассказал, что Россия в специальной военной операции применяет высокоточное оружие исключительно против военных целей, а нацисты прячутся за спинами мирных жителей. Делается все возможное, чтобы спасти жизни мирных жителей, но из-за действий украинских боевиков много гражданских жертв. А мирное решение, как объяснил посол, придет, когда будут достигнуты цели операции: Украина – нейтральная, мирная, дружественная России, не входящая ни в какие военные альянсы после денацификации и демилитаризации.

По сути, это были первые российские сведения, пробившие дорогу в польские СМИ, которые ежедневно в режиме онлайн подробно освещают события в Украине на основе информации из украинских и западных источников. Они произвели эффект информационной бомбы, эхо которой уязвило польские медиа и дипломатические круги. Информагентство РАР тут же выложило на своей главной странице вопросы польских журналистов и ответы российского посла. Свои отчеты успели опубликовать и многие популярные сайты и порталы. Однако в Варшаве быстро смекнули, что все эти публикации «льют воду на мельницу пропаганды Путина» и далеки от принявшей мейнстримовый характер русофобии в Польше, что на днях отметил премьер-министр Матеуш Моравецкий: «То, что раньше называлось русофобией, сегодня уже является мейнстримом, сегодня уже принято как очевидность, в которой мы функционируем».

Первым подкорректировало спонтанный брифинг Андреева РАР, убрав развернутые ответы об Украине. Другие издания пошли дальше: они снабдили своими комментариями ответы и привели их к общему знаменателю, как «серию лжи, которую представил в беседе с польскими журналистами посол России Сергей Андреев».

Каждый ответ российского посла сопровождался пометками «скандальный» и «абсурдный». Было оставлено без внимания замечание Андреева о том, что если бы не началась спецоперация, через неделю-другую украинские войска вторглись бы в Донбасс.

В Польше же утверждают, что Украина не проводила враждебной политики по отношению к России, а президент Владимир Зеленский неоднократно беседовал с Владимиром Путиным, пытаясь разрешить конфликт вокруг Донбасса и Крыма. И даже будто бы пытался проводить политику компромисса между Брюсселем и Москвой. Порталу Onet не понравилось, что российский посол использовал по отношению к украинцам слово «нацисты»: «Это постоянный мотив российской пропаганды, не имеющий ничего общего с правдой. Украина – демократическая страна, ее президент еврейского происхождения, в политической системе Украины нет никаких следов нацистской системы».

Своеобразную реакцию высказывания Андреева вызвали в руководстве польского МИДа, где увидели «в позиции российского посла отсутствие откровенности со стороны России». Замминистра Павел Яблоньский нашел, что «манера его поведения вышла за рамки определенных демократических стандартов». Он даже пришел к выводу, будто «нервозность, неуверенность в себе и раздражение посла показывают, что Россия понимает, как проигрывает, и не в состоянии реализовать тактические цели в войне в Украине».

В польском МИДе сообщили, что «Польша будет реагировать соответственно», а замминистра Марчин Пшидач заявил, что Варшава не исключает высылки российского посла, но такое решение пока не принято. Сам Андреев сказал, что до разрыва дипотношений скорее всего не дойдет, но допустил, что на какое-то время российское посольство может быть закрыто. Но тогда и Польше придется повесить замок на свое посольство в Москве. К тому же в конце февраля на полгода заморозили счета российского посольства. Причем Варшава не отреагировала на нарушение Венской конвенции, которая указывает на недопустимость ненормальных условий для работы диппредставительств. Москве пришлось ответить взаимностью по отношению к польскому посольству.

С момента вручения 16 октября 2014 года верительных грамот тогдашнему президенту Польши Брониславу Коморовскому Сергей Андреев неоднократно срочно вызывался польским МИДом. Чаще всего руководителю дипмиссии приходилось объясняться за свои слова и высказывания Путина, касающиеся исторических фактов. Особое возмущение вызывали слова о том, что польская политика привела к катастрофе в сентябре 1939 года, а Красная армия спасла Польшу и поляков в 1944–1945 годах от уничтожения гитлеровской Германией. Польским руководством они воспринимались как «сталинский исторический нарратив», базирующийся на «пропаганде тоталитарного государства». Андреев прямо говорил, что такие оценки необоснованны и оскорбительны.

От российского дипломата требовали извинений за его высказывания в эфире польского ТВ в сентябре 2015 года. Во время обсуждения вопроса о демонтаже памятника генералу Ивану Черняховскому в городе Пененжно посол заявил, что «политика Польши привела ее к катастрофе в сентябре 1939 года... Польша много раз блокировала, в том числе в 1939 году, соглашения как с Советским Союзом, так и с другими государствами с целью коллективного противодействия гитлеровской агрессии». Кроме того, дипломат отметил, что к моменту вступления советских войск на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины 17 сентября поражение Польши стало неизбежным, и в этих условиях СССР пытался обеспечить безопасность своих западных границ. Нынешние российско-польские отношения Андреев охарактеризовал как находящиеся «в самом плохом состоянии с 1945 года». Высказывания российского посла вызвали тогда возмущение в польском руководстве, некоторые чиновники потребовали выслать Андреева из страны.

Недавно в Польше был демонтирован очередной памятник советским воинам-освободителям, установленный в населенном пункте Хшовице (Опольское воеводство) в 1949 году на месте гибели 620 красноармейцев. Когда-то подобных мемориальных объектов на территории Польши было около 600, осталось около 100. Теперь они сносятся вандалами государственного значения под опекой Института национальной памяти.

В беседе с директором Центра стратегического анализа Витольдом Юрашем Андреев в очередной раз повторил, что российско-польские отношения не очень хорошие, но Польше нечего бояться. «Я просто не вижу причин для необоснованных опасений... Войск НАТО в самой Европе гораздо больше, чем российских войск в целом. Военное превосходство НАТО неоспоримо. Кроме того, зачем России нападать на Польшу?.. Это привело бы только к большой катастрофе», – подчеркивал он.

В начале 2000 года Варшава выдворила девять российских дипломатов, бездоказательно обвинив их в «активной разведывательной деятельности, направленной против жизненных интересов Польши». Это был беспрецедентный шаг в истории российско-польских отношений после окончания холодной войны, который вызвал недоумение даже у некоторых польских политиков. Тогда многие сошлись на том, что эта инициатива не была исключительно польской. Западные источники утверждали, что не обошлось без консультаций с НАТО. Кстати, вручение российскому послу ноты о высылке дипломатов произошло накануне визита в Варшаву тогдашнего генсека Североатлантического альянса Джорджа Робертсона. Интересно, что тогда, как и сейчас, коалиционное правительство переживало внутриполитический кризис, и перевести внимание поляков на внешний контур было ему на руку.

Экс-министр иностранных дел РФ Игорь Иванов назвал высылку оптом российских дипломатов «неспровоцированной провокацией». Сейчас решение польских властей об объявлении персонами нон грата 45 сотрудников российских учреждений в Варшаве было квалифицировано как сознательный шаг к окончательному разрушению двусторонних отношений, демонтаж которых польские «партнеры» на системной основе осуществляют уже давно. «Варшава приступила к опасной эскалации в регионе, исходя не из национальных интересов, а в рамках натовских установок, которые основаны на откровенной русофобии, возведенной в ранг официального курса. Мы это видим и будем учитывать в наших практических шагах в отношении Польши», – говорится в заявлении МИД России.

НГ-Дипкруьер. 10.04.2022

Читайте также: