Встреча президентов Белоруссии и России – новая опорная точка сотрудничества

Илья Захаркин


Встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина 11 марта проходила в условиях, в которых ранее ни Минск, ни Москва не оказывались. Беспрецедентное по мировым меркам санкционное давление, искусственно создаваемая волна ненависти к русским и белорусам на Западе, масштабная информационная война, наполненная откровенной ложью – это и многое другое стало реальностью последнего времени. Поэтому от встречи двух лидеров, в первую очередь в Белоруссии, ждали многого, в том числе и кардинальных решений по развитию белорусско-российских отношений в краткосрочной перспективе.

О поездке А.Лукашенко в Москву заранее было практически ничего не известно. Лишь накануне появилась информация о том, что белорусский лидер собрался лететь с рабочим визитом в Россию, а тематика предстоящих переговоров с Путиным была представлена в довольно общем виде. Например, в пресс-службе президента РБ сообщили, что лидеры двух стран «обсудят актуальные вопросы двусторонних отношений, развитие союзной кооперации, экономическое взаимодействие в условиях санкционного давления» и, конечно, «ситуацию на Украине». Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков также был немногословен, отметив, что президенты изучат «базис тем для взаимодействия, который определен 28 программами», а также «обменяются мнениями по Украине, по санкционной проблематике и так далее».

Итоги более чем пятичасовой встречи показали, что лидеры Белоруссии и России провели весьма плодотворную работу, от результатов которой зависит будущее Союзного государства.

Примечательно, что открытая часть переговоров напоминала лишь фон того, что должно было происходить за закрытыми дверями. Лидеры говорили немного, но порой достаточно эмоционально, и было заметно, что тон беседе задавал Лукашенко. В частности, белорусский лидер уделил внимание двум основным темам: санкциям Запада и ситуации вокруг Украины.

В первом случае он несколько раз назвал «свинскими» действия западных стран, которые действуют «незаконно, в нарушение всех международных соглашений и договоров». При этом белорусский лидер заявил, что нынешняя ситуация открывает окно возможностей для Белоруссии и России, и «если мы с вами сориентируемся, поверьте, через полгода - к концу года люди забудут, что это случилось». Он даже оптимистично отметил, что сегодня «ситуация не та, чтобы париться и переживать за какие-то события», так как у Белоруссии и России «все есть, чтобы в складывающихся условиях развивать свою экономику», а значит, «мы лучше сделаем, чем у нас всегда было после распада СССР и даже в Советском Союзе».

В этой связи белорусский лидер рассказал, как он видит дальнейшее развитие событий и что нужно сделать для преодоления всех трудностей. По его мнению, «надо как-то собраться в ОДКБ, нам надо в ЕАЭС собраться, сплотиться вместе… сесть за стол переговоров и договориться: мы вам это продаем, вы нам – это… и выстраиваем нашу общую экономическую политику». Именно так, по его мнению, в будущем будет возможно решить любые проблемы в экономике.

Не менее эмоциональным Лукашенко был и во время разговора об Украине. При этом он сделал ряд весьма серьезных заявлений по поводу того, что «не мы виноваты в войне», и у России и Белоруссии «совесть чиста». В частности, белорусский лидер сообщил, что Вооруженные силы Украины «начали превентивно стрелять, когда еще мы с вами за два дня были у вас дома», то есть после переговоров, которые Путин и Лукашенко провели 18 февраля в Кремле. Он также сообщил, что привез с собой карту, на которой отмечены четыре позиции, «откуда на Белоруссию готовилось нападение». «Не сделали бы это (военную специальную операцию на Украине. – Ред.) за сутки до того, поверьте, через несколько дней мы бы испили всю эту чашу с огромными потерями. Еще раз говорю: они не только по Донбассу готовились нанести удар. Они выстроили позиции для нанесения по Белоруссии удара», – отметил белорусский лидер.

Дополнительно к этому Лукашенко сообщил, что планы Киева и Запада по ввязыванию Белоруссии в спецоперацию России на Украине продолжают сохраняться. В том числе это связано с информацией о появившихся недалеко от белорусско-украинской границы наемников, которые двигаются в сторону Чернобыля. «Три момента: они хотят перерезать пути движения российских войск – в спину ударить, как я говорил; второе – они хотят ударить по позициям тех войск, которые у нас остались с белорусско-российских учений; и они не теряют надежду нас втянуть в эту бойню непосредственно, чтобы мы оголили западный участок», – заявил президент Белоруссии.

Столь эмоциональные слова белорусского лидера нашли поддержку со стороны В. Путина, хотя президент России и говорил меньше, чем его белорусский коллега. Так, он поздравил Лукашенко с прошедшим в республике референдумом по изменениям в Конституции, напомнил о продолжающемся развитии двусторонних торгово-экономических отношений и, конечно, высказался о западных санкциях. Президент России полностью согласился с тем, что «мы пройдем через эти трудности и, наоборот, приобретем больше компетенций, больше возможностей чувствовать себя независимыми и самостоятельными». Стало понятно, что Путин, как и Лукашенко, также считает, что «нынешний санкционный период – это время возможностей для дальнейшего движения в направлении укрепления технологического и экономического суверенитета».

Не осталась без внимания российского лидера и тема Украины. Однако в данном случае он был немногословен, хотя во время встречи все же прозвучала важная информация. Говоря о том, что он познакомит белорусского коллегу с «ситуацией на украинском направлении», Путин заметил, что в переговорах между Москвой и Киевом «есть определенные позитивные сдвиги, как мне доложили переговорщики с нашей стороны». Позже стало известно, что на закрытой части встречи двух лидеров был помощник президента РФ Владимир Мединский, после чего было высказано общее мнение о том, что «при желании украинской стороны конфликт можно разрешить в любой момент». И это не может не вселять оптимизма.

Вместе с тем открытая часть переговоров так и не дала ответ на то, что и как Белоруссия и Россия планируют делать дальше. Официальных заявлений не последовало и после беседы за закрытыми дверями, и лишь позже пресс-служба Лукашенко немного приоткрыла завесу тайны.

В частности, сообщалось, что, помимо ситуации на Украине, стороны обсудили блок вопросов, связанных с «двухсторонними отношениями и выстраиванием взаимодействия в связи с жестким давлением Запада и США и гибридной войной, развязанной против России и Белоруссии». Было объявлено, что стороны концептуально согласовали совместные шаги «по взаимной поддержке в связи с санкционным давлением, в том числе по ценам на энергоносители», а также обсудили «вопросы кооперации в промышленности, сельском хозяйстве, осуществлении грузоперевозок между странами». Важно то, что Лукашенко и Путин достигли «взаимовыгодных договоренностей» и в финансовой сфере, а в пресс-службе белорусского лидера сообщили, что «Россия пошла на серьезнейшие и беспрецедентные шаги по поддержке экономики нашей страны».

Кроме того, стало известно, что президенты двух стран серьезно обсудили развитие военно-промышленного комплекса и обороны Союзного государства. И здесь было сделано одно весьма важное сообщение, согласно которому Минск договорился о поставках из России «самых современных образцов военной техники» в обмен на наращивание поставок «современной сельскохозяйственной, пассажирской техники и другой машиностроительной продукции». Таким образом, стало очевидно, что в условиях серьезного финансового давления со стороны Запада стороны договорились о новых схемах торговли, которые позволят экономикам двух стран не останавливаться. Практические меры по реализации договоренностей должны будут обсудить правительственные делегации 14 марта в Москве, после чего будет окончательно понятно, как Белоруссия и Россия будут противостоять экономической и информационной войне Запада.

Таким образом, переговоры Путина и Лукашенко 11 марта в определенной степени можно считать знаковыми. Это первая личная встреча двух лидеров после начала российской спецоперации на Украине, на которой стороны сумели оперативно определить дальнейшие пути двустороннего сотрудничества в новой системе международных отношений и торговли. Теперь будущее Союзного государства напрямую зависит от того, как быстро на практике будут реализованы достигнутые в Москве договоренности.

Ритм Евразии. 14.03.2022

Читайте также: