Санкции получают обратный эффект
Владимир Полканов
Сегодня на Западе мало кто из авторитетных специалистов поддерживает мнение, что западные санкции способны, говоря словами британского премьера Бориса Джонсона, «разрушить российскую экономику». Безусловно, санкционная политика оказывает чувствительный (и возможно, долгосрочный) негативный эффект на экономику и особенно отдельные ее отрасли, насильно выключенные из международных производственных цепочек. Однако, как показывает история, в среднесрочной перспективе они способны также дать экономическому развитию России новый импульс в виде отраслевого импортозамещения, развития внутреннего рынка и собственных новых технологий. Санкции также должны подтолкнуть Россию к более активному повороту на Восток.
На смену искусственно надутым евро и доллару придет новая валютная система. Китай и ЕАЭС объявили о начале разработки проекта независимой международной валютно-финансовой системы, основанной на новой международной валюте, которая будет рассчитываться как индекс национальных валют стран-участниц и цен биржевых товаров.
При этом сами Соединенные Штаты уже опасаются, что Китай перейдет на закупки нефти в юанях. Поставки в Китай обеспечивают четверть всего экспорта нефти из Саудовской Аравии, а перевод платежей на китайскую национальную валюту позволит Китаю нарастить долю юаня в международных расчетах, сообщает «Газета.Ru» со ссылкой на The Wall Street Journal. Для США это угроза положению доллара и демонстрация сближения Саудовской Аравии с партнерами в Азии. «Динамика резко изменилась. Отношения США с Саудовской Аравией изменились, в то время как Китай является крупнейшим в мире импортером нефти и предлагает королевству множество выгодных стимулов», – констатирует один из источников американского издания.
Отношения США и Саудовской Аравии на данный момент ухудшаются – в арабском королевстве недовольны политикой президента США Джо Байдена. Но отказ от расчета с Китаем в долларах может угрожать и саудовской экономике, так как валюта королевства – риал – привязана к доллару. Между тем ранее стало известно, что Индия и Россия могут перейти на юань как базисную валюту для создания механизма торговых расчетов в национальных валютах по схеме рупия-рубль, напоминает «Газета.Ru».
Ослабление американской национальной валюты предполагают даже союзники США. Немецкий экономист Хенрик Мюллер назвал инфляцию, санкции против РФ и перемены на рынках признаками заката доллара. Эксперт полагает, что инфляция доллара подорвет мировое доверие в ценности валюты. Рост цен в США достигает 8%, а дальнейший ход событий зависит от решений Федеральной резервной системы (ФРС) страны. Негативно отразятся на состоянии доллара и санкции, введенные против России.
«Самое грозное оружие в арсенале антироссийских санкций – замораживание московских валютных резервов в других центральных банках, – цитирует колонку специалиста в Spiegel Lenta.ru. – К подобному шагу пока не прибегли во всеобъемлющем масштабе. Если же в результате такого обращения с деньгами суверенной России возникнут опасения, что Вашингтон в любой момент может конфисковать валютные активы и других стран, такой подрыв доверия серьезно навредит доллару».
На этом фоне западный бизнес уходит с российского рынка, но для него это тяжелый шаг, на который пришлось пойти под политическим воздействием. Западные компании испытывают огромное политическое давление, но экономически ищут возможности оставаться в России. Так, четвертая по величине табачная компания Imperial Tobacco намерена передать свой бизнес в России местному юридическому лицу. В скором времени эта практика будет широко распространена.
Экономист Егор Клопенко заявил агентству «Прайм», что большинство западных компаний после «ухода» захотят найти возможность остаться в России. Многие производители пытаются сохранить производство, сервисные компании – клиентов и объем услуг, пусть даже под другим брендом.
«Конечно, сам бизнес уходить не хочет и уж точно не хочет это делать безвозвратно», – уверен Клопенко, добавив, что возможно договориться об этом при желании российских властей и при условии сохранения компаниями трудовых коллективов и заработной платы. Решение о национализации собственности уходящих компаний экономист назвал стратегически правильным, при этом оно должно быть осуществлено в виде стимула не расставаться с сотрудниками, считает эксперт.
Европейские лидеры также не хотят ухода европейских компаний из России. Самоубийственность такого развития событий давно понял президент Франции Эмманюэль Макрон, которому в начале апреля предстоят перевыборы. Он призвал бизнес не уходить из России. И французский бизнес остается: «Ашан», «Леруа Мерлен» и другие компании из Франции продолжат работу в России, заявил глава Союза французских предпринимателей Жоффруа Ру де Безье.
Венгерская нефтегазовая компания MOL тоже может пойти по этому пути. Глава МИД Венгрии Петер Сийярто заявил, что последний пакет санкций Евросоюза против России не влияет на поставки энергоносителей в его страну. По его словам, у Венгрии имеется своя «красная линия» – безопасность энергоснабжения. Основным российским активом MOL Group является лицензия на добычу нефти на Байтуганском месторождении в Оренбургской области.
Независимая газета. 16.03.2022