Редкий грузин не мечтает быть Европой

Георгий Двали, Тбилиси


Сразу после того, как руководство Украины публично подписало заявление о принятии страны в Европейский союз, в Тбилиси загорелись той же идеей. Причем по вопросу членства в ЕС, в отличие от членства в НАТО, едины все: от правящей партии «Грузинская мечта» и оппозиционной партии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» до неправительственных организаций и общественных объединений. Впрочем, единодушие в евроинтеграционных устремлениях вряд ли разрешит противоречия между теми же силами. В первую очередь по вопросу освобождения из тюрьмы экс-президента Михаила Саакашвили.

Заявление с просьбой о полноправном членстве в ЕС премьер-министр Ираклий Гарибашвили подписал в полном одиночестве, сидя перед телекамерами в своем рабочем кабинете. Хотя ранее ожидалось, что подписание документа, ставшего «консенсусным» для всех значимых общественных и политических сил страны, будет обставлено более торжественно и премьер пригласит на церемонию лидеров оппозиционных партий.

Но господин Гарибашвили решил сделать так, чтобы «историческое заявление», как он назвал уже направленный в Брюссель документ, полностью легло в копилку лишь его партии «Грузинская мечта» (ГМ), правящей в стране с 2012 года.

«Сегодня мы закладываем фундамент исторического процесса, который приведет нас к членству в ЕС»,— заявил премьер, театрально ставя подпись под заявлением. Он назвал евроинтеграцию «безальтернативной программой для любого грузинского правительства».

Днем ранее председатель ГМ Ираклий Кобахидзе на специальном брифинге объяснил, почему власти решили ускорить процесс подготовки заявления на членство страны в ЕС, хотя изначально на всех уровнях говорилось, что Грузия будет готова обратиться с такой просьбой в Брюссель лишь к 2024 году. По словам Ираклия Кобахидзе, решение политсовета ГМ связано с «изменением общего политического контекста и новыми региональными реалиями», читай — событиями на Украине.

Председатель правящей партии тут же выразил сожаление о решении президента Зеленского отозвать посла из Тбилиси после инцидента с запретом украинскому самолету принять на борт грузинских добровольцев, готовых отправиться на Украину для участия в обороне Киева.

Тем не менее власти Грузии говорят, что были бы рады, если ЕС рассмотрит украинское и грузинское заявление с просьбой о членстве «в едином пакете». В этом их поддерживает вся политическая элита и весь истеблишмент страны: накануне, как только стало известно о подготовке подписания документа, со специальным обращением к руководству ЕС выступили третий президент Грузии Михаил Саакашвили, сидящий в руставской тюрьме, и четвертый президент Георгий Маргвелашвили. Действующий президент Грузии Саломе Зурабишвили в эти дни встречается с лидерами ЕС в Брюсселе. Накануне она провела обстоятельную беседу с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем и, по неофициальным данным, заручилась его обещанием «пакетного подхода» к заявлениям Украины и Грузии.

К «грузинскому письму в Брюссель» присоединились также все спикеры парламента с 1990 года, все премьер-министры, все экс-министры иностранных дел, лидеры десятков политических партий, главы крупнейших НКО и общественных объединений.

Однако единодушие по вопросу «европейской интеграции» не отменяет главного противоречия между властью и оппозицией в Грузии: о судьбе третьего президента страны Михаила Саакашвили, который отбывает шестилетний срок по приговору суда за превышение и злостное использование служебных полномочий.

Оппозиционные лидеры предлагали ГМ «подтвердить свои евроатлантические устремления делом» и вернуться к «соглашению Шарля Мишеля от 19 апреля прошлого года», предусматривающему «исторический компромисс» между участниками внутриполитического конфликта.

Широкое толкование того документа в части недопустимости политических преследований позволяет оппозиционерам настаивать на освобождении из тюрьмы их лидера Михаила Саакашвили. «В противном случае власти не дождутся удовлетворения их просьбы Брюсселем»,— заявила журналистам бывший посол Грузии при ЕС, член парламента Саломе Самадашвили.

Диссидент советских времен Леван Бердзенишвили, основавший Республиканскую партию в 1979 году, сказал “Ъ”, что пока речь идет не о членстве в ЕС, а о статусе «кандидата» и даже этот статус Грузия получит не скоро, а нынешние власти, по его словам, «уйдут задолго до решения». При этом господин Бердзенишвили нисколько не сомневается: Грузия, где «евроатлантический курс поддерживают 80% населения», рано или поздно «обязательно станет членом ЕС».

С 2014 года между Грузией и ЕС действует Соглашение о евроассоциации и договор «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли». С 2017 года Грузии был предоставлен «безвизовый режим» с ЕС.

Коммерсантъ. 03.03.2022

Читайте также: