Для белорусского экспорта основным перевалочным пунктом становится Россия

Илья Захаркин


Санкции стран Запада, под которыми Белоруссия находится последние годы, заставили официальный Минск в спешном порядке пересматривать свои экспортные потоки. Одной из наиболее серьезных проблем в данном случае стал вопрос транзита белорусской продукции на внешние рынки. Еще до начала спецоперации России на Украине стало понятно, что Белоруссии практически не оставляют иного выбора, как перенаправить свой экспорт через территорию РФ. Сегодня же после того, как южное направление через порт Одессы оказалось полностью закрыто, этот вопрос приобрел особую актуальность.

Следует заметить, что проблемы у белорусского экспорта начались не сегодня и были связаны с многочисленными санкциями со стороны Евросоюза и США, которые были введены после президентских выборов в Белоруссии августа 2020 года. В Минске и ранее заявляли о необходимости провести диверсификацию своего транзита, так как Вильнюс, Рига и Таллин уже не первый год занимают враждебную позицию относительно республики. Однако ранее многое упиралось в стоимость переориентации транспортных потоков на российские порты, отсутствие политического решения в Москве и ряд иных, не менее важных вопросов. Только санкции ЕС и США 2020-2021 годов сдвинули процесс с мертвой точки.

Как известно, первый шаг в данном направлении был сделан зимой 2021 года, когда после обсуждения с Александром Лукашенко Владимир Путин поручил создать условия для перевалки через российские гавани 100% нефтепродуктов, произведенных в Белоруссии. Итогом этого стало подписание Минском и Москвой в феврале прошлого года соглашения о транзите белорусских нефтепродуктов через РФ. Согласно документу, Белоруссия обязалась в течение 2021 года направить в российские порты 1 млн 861 тыс. тонн нефтепродуктов на условиях «бери или плати». Кроме того, в документе обозначались индикативные объемы перевалки до 2023 года, в соответствии с которыми перенаправить планировалось 2 млн 873 тыс. тонн мазута, 4 млн 305 тыс. тонн бензина, 396 тыс. тонн газойля. Общий же объем нефтепродуктов, запланированный на 2021–2023 годы, составляет 9,836 млн тонн.

Тогда же было заявлено, что операторы морских терминалов в портах России готовы к сотрудничеству с Белоруссией на основе долгосрочных трехлетних контрактов. Само соглашение действует до 31 декабря 2023 года и автоматически продлевается на последующие годы, «если ни одна из сторон не уведомит за три месяца до истечения очередного периода другую сторону о своем намерении прекратить его действие». Первые поставки через РФ начались уже в марте, когда составы с белорусским бензином отправились в Усть-Лугу, а с мазутом – в Санкт-Петербург.

Дальнейшие события в белорусско-российских отношениях только подтвердили твердую намеренность Минска и Москвы развивать сотрудничество в этом направлении. В частности, в сентябре губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов сообщил, что порт Петербургского нефтяного терминала готов стать ведущим в сотрудничестве России и Белоруссии. Тогда же белорусский премьер-министр Роман Головченко на встрече с главой РЖД Олегом Белозеровым отметил, что республика заинтересована в расширении пропускной способности транспортной инфраструктуры России на северо-западном направлении. Тогда речь шла о девятом общеевропейском транспортном коридоре, который ведет к морским портам в Санкт-Петербурге, Усть-Луге и Выборге. В этой связи белорусская и российская стороны дали старт одному из крупнейших инвестиционных проектов, в рамках которого должны быть произведены работы по наращиванию портовых мощностей для приема белорусской продукции. Планируется, что к 2025 году Петербургский нефтяной терминал станет одним из самых мощных предприятий на Балтике.

Кроме того, нельзя забывать и о событиях текущего времени, когда торговые и транспортные отношения между Белоруссией и Украиной практически прекратились. При этом речь идет в первую очередь о поставках и транзите нефтепродуктов. Можно вспомнить, что по итогам 2021 года поставки из Белоруссии на Украину составили в денежном выражении почти $5,5 млрд, или 13% всего экспорта республики. Около 70% из них приходилось на нефтепродукты, а Одесса всерьез рассматривалась как одна из точек для перевалки белорусского экспорта. Однако сегодня все эти планы оказались разрушены, и Минск в ускоренном порядке ищет пути сохранения своего экспорта за счет России. Как заявил первый вице-премьер-министр республики Николай Снопков, «отработка шла давно, и алгоритм действий по перенаправлению нефтепродуктов на российский рынок есть».

Иная ситуация наблюдается в сфере торговли калийными удобрениями, транзит которых фактически был закрыт через порты Прибалтики с февраля нынешнего года. Попытки перенаправить часть потока через Украину и до спецоперации России не имели серьезного успеха, о чем говорил даже А. Лукашенко. При этом надо понимать, что объёмы, которые ранее шли через прибалтийские порты, просто огромны, а «Беларуськалий» и вовсе вложился в портовую инфраструктуру Клайпеды, через которую в год проходило порядка 10-11 млн тонн удобрений, или около 90% всего объема транзита.

При переадресации главной проблемой является отсутствие необходимых для Белоруссии мощностей в российских портах. По различным подсчетам, в настоящее время Россия может обрабатывать только 2-3 млн тонн калийных удобрений в год. Дополнительно к этому экспорт данного вида товаров через порты Ленинградской области и Мурманска до недавнего времени осложнялся его стоимостью, так как дистанция до Усть-Луги и Мурманска длиннее в 1,5 и 3,3 раза соответственно, чем до Клайпеды.

При этом попытки искать новые маршруты Минск делал и в прошлые годы, но не слишком удачно. Например, ещё в 2020 году была осуществлена первая поставка калия в КНР по Северному морскому пути, а в перспективе рассматривались поставки и по железной дороге. Однако подобные маршруты до сегодняшнего времени не рассматривались всерьез из-за сложности логистики, стоимости транспортировки, отсутствия необходимого количества свободных железнодорожных составов и т.п. Дополнительно ко всему, в отличие от белорусской нефтепереработки, у «Беларуськалия» в России есть прямой и серьёзный конкурент в лице «Уралкалия», которому также нужны портовые мощности для работы.

Все эти, а также ряд иных вопросов сегодня являются главными предметами обсуждения между Минском и Москвой. Еще в сентябре до введения запрета на транзит через Литву премьер-министр РБ Роман Головченко заявлял, что ведется поиск «решения и по калийным удобрениям и по всей остальной белорусской продукции, которая отгружается через морские порты». По его словам, белорусские министерства «вырабатывают, как мы делали по нефтепродуктам, наиболее оптимальную схему».

Тогда же прозвучало и еще более амбициозное заявление о том, что Белоруссия рассматривает возможность создания собственного морского грузового терминала, а также приобретения или создания грузового флота для того, чтобы «минимизировать издержки на фрахт». Приоритетом с точки зрения экономической эффективности назывались порты Ленинградской области. Данное заявление нашло свое подтверждение через несколько месяцев, когда после встречи 18 февраля с Владимиром Путиным глава Белоруссии заявил, что российский лидер уже отдал распоряжение, «чтобы мы под Питером могли построить свой порт». Тогда же А.Лукашенко подчеркнул, что его страна не вернется к транзиту грузов через территорию Украины и Литвы.

4 марта стало известно, что Владимир Путин попросил губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко оказать помощь в реализации заявленных белорусской стороной проектов на Балтике. В этой связи уже в самое ближайшее время можно будет ожидать практических результатов от достигнутых договоренностей, что 5 марта подтвердил и Александр Лукашенко. По его словам, уже не только выбраны места для строительства, но и началась работа и «в течение двух лет у нас там будут порты, и мы будем грузить свои грузы там в своих портах».

Кроме того, параллельно стала появляться информация и об иных предложениях с российской стороны. В частности, еще в декабре 2021 года губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин предложил использовать порт Оля в дельте Волги для экспорта белорусских товаров в Юго-Восточную Азию. В Минске всерьез заинтересовались этим предложением, и вполне вероятно, что данное направление белорусского экспорта сможет заработать в самое ближайшее время. Не случайно в середине февраля глава МИД РБ Владимир Макей заявлял, что у республики уже «существует ряд договоренностей» о перевалке грузов через порты по всей России. Хотя он и подчёркивал, что это не однодневный процесс, который требует и времени, и финансовых вложений.

В целом же сегодня можно абсолютно точно сказать, что Россия в самое ближайшее время станет если не единственным, то основным перевалочным пунктом для всего белорусского экспорта. На сегодняшний день еще не известно, на какой стадии находится проработка основных вопросов и отправились ли первые калийные удобрения через российские порты. По официальной информации, процесс переговоров продолжается и стороны готовы довести его до практической реализации. Этому, по всей видимости, должен способствовать и новый указ Александра Лукашенко «Об экспорте», где отменяется 14 предыдущих указов, которые регулировали экспорт калийных удобрений. С учетом нынешней ситуации на Украине и ужесточения санкционного режима со стороны Запада вопрос перевода белорусского транзита в российские порты является безальтернативным.

Ритм Евразии. 09.03.2022

Читайте также: