Вьетнамский эксперт назвал результаты торгового соглашения ЕАЭС с Вьетнамом
Уже больше пяти лет действует соглашение о свободной торговле между Вьетнамом и ЕАЭС. За это время торговля азиатской республики со странами союза значительно выросла, и в 2021 г. уже в первом полугодии по некоторым товарным позициям была превышена льготная квота поставок. Как подчеркнули в МИД России 21 января, Москва рассчитывает на укрепление экономических связей, в том числе на основе торгового соглашения ЕАЭС. Как перспективы углубления сотрудничества с евразийскими странами видит Ханой, разобрал научный сотрудник Института европейских исследований при Вьетнамской академии общественных наук, профессор Нгуен Кань Тоан.
Соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Вьетнамом вступило в силу в октябре 2016 г. Уже в первый полный год действия соглашения – 2017 – прирост товарооборота составил 36% ($5,9 млрд). При этом экспорт стран Союза во Вьетнам увеличился на 40% (с $1,6 до $2,3 млрд), а импорт товаров из Вьетнама – на 35% (с $2,7 до $3,7 млрд).
Вьетнамская сторона хочет добиться максимального улучшения отношений с ЕАЭС и рассмотреть все возможности для наращивания сотрудничества. Например, устранение барьеров для свободного движения капитала и финансовых услуг, формирования общего рынка между Вьетнамом и ЕАЭС. Кроме того, существуют ограничения по движению капитала на рынке Союза, допуску брокеров и дилеров на биржи друг друга, необходимо упрощение процедур для допуска торговли ценными бумагами. Общий финансовый рынок позволит улучшить качество, повысить доступность финансовых услуг и удешевить их для потребителей. Сторонам необходимо использовать не доллар, а местную валюту с целью дедолларизации экономики. Поэтому необходимы исследования по оценке влияния повышения статуса российского рубля на экономику России, ЕАЭС и Вьетнама.
Вопросы управления рисками, борьбы с отмыванием преступных доходов, цифровизации банковских операций могут стать предметом дальнейшего сотрудничества. Стороны рассмотрят возможность создания рабочей группы для его интенсификации.
Время для обновления подходов
Экс-председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян отмечал, что Комиссия придает важное значение сотрудничеству между ЕАЭС и Вьетнамом. «Именно Вьетнам стал первой страной, с которой мы подписали соглашение о зоне свободной торговле. Оно касается в первую очередь торговли товарами. Соглашение доказало свою эффективность. Торгово-экономические отношения между нашими государствами стали развиваться более быстрыми темпами. Однако есть большой потенциал для углубления сотрудничества. В частности, в банковской сфере».
В настоящее время в экспорте на рынок ЕАЭС участвуют около 1000 вьетнамских предприятий, из которых около 200 имеют большой оборот. Он составляет 90% от общего объема экспорта, в основном касаясь рыболовства, торговлей кофе, каучуком, чаем, рисом, орехами кешью, перцем, текстилем, сандалиями, древесиной, кондитерскими изделиями всех видов. Торговое соглашение с ЕАЭС открывает возможности для увеличения экспорта Вьетнама, а зона свободной торговли Вьетнама и ЕАЭС дает естественные преимущества.
Некоторые текстильные и швейные товары, экспортируемые Вьетнамом в Евразийский союз, превышают порог, указанный в Соглашении о свободной торговле. Минпромторг Вьетнама получил Ноту ЕЭК №14-575 от 28 сентября 2021 г., уведомляющую о том, что текстильные и швейные изделия Вьетнама, экспортируемые в ЕАЭС, превысили пороговый уровень установленных льготных импортных тарифных квот на 2021 г. в течение первых 7 месяцев года. Так, группа нижнего белья достигла 175% регулируемого порога. Женские платья, юбки и одежда достигли 105% установленного порога, а группа костюмов, курток, спортивных курток, брюк достигла 100% предписанного порога.
В соответствии со статьей 2.10 Соглашения о свободной торговле, которая предусматривает пороговые защитные меры для 12 групп вьетнамских экспортных товаров, в зависимости от объема экспорта при превышении порога текстильная и швейная продукция Вьетнама будет облагаться налогом по режиму наиболее благоприятствуемой нации (НБН) в течение 6 или 9 месяцев. В настоящее время, в соответствии с Решением Совета ЕЭК № 85 от 6 июля 2021 г. о применении пороговых защитных мер, 2 группы вьетнамского экспорта текстиля и одежды не пользуются льготной налоговой ставкой 0% при экспорте на рынок ЕАЭС в течение 6 месяцев в связи с превышением установленного порога на 2020 год: женские юбки, платья и одежда, а также группа текстильных изделий и одежды с кодом HS 6110.
За пять лет с момента вступления в силу Соглашения ситуация сильно изменилась, и нам нужно скорректировать квоту.
Если вовремя этого не сделать, вьетнамские предприятия обратятся на рынки США и Китая. На этих двух рынках товарооборот достигает примерно $100 млрд. Например, если взять рынок США, за последние 25 лет двусторонний товарооборот между Вьетнамом и США увеличился в 168 раз, с $450 млн в 1995 г., когда две страны установили дипломатические отношения, до 1,5 млрд в 2001 г., когда они подписали двустороннее торговое соглашение и примерно $100 млрд в 2021 г. Поток прямых инвестиций из США внес важный вклад в развитие Вьетнама с помощью крупномасштабных проектов, способствуя укреплению позиций Вьетнама в глобальной цепочке поставок. По данным на октябрь 2021 г., Соединенные Штаты занимают 11-е место из 138 стран и территорий с ПИИ во Вьетнам с 1134 проектами и общим уставным капиталом в $9,72 млрд.
Если брать Китай, в целом в 2021 г. по товарам отмечено положительное сальдо торгового баланса в размере $4 млрд (положительное сальдо торгового баланса в прошлом году – $19,94 млрд). Китай является крупнейшим рынком импорта Вьетнама с предполагаемым товарооборотом в $109,9 млрд.
Отношения Вьетнама и стран ЕАЭС имеют давние традиции дружбы и сотрудничества. Так почему же товарооборот с ними ниже? Торговля со всем союзом составляет лишь около 1/10 торговли с США или Китаем. Географическая удаленность – только одна из проблем. Доход на душу населения в странах ЕАЭС по-прежнему низок по сравнению с США и Китаем, поэтому покупательная способность населения ограничена. К тому же низкая квота, долларовые платежи сильно нас ограничили. У вьетнамцев есть поговорка, «мы сами связываем себе руки и ноги».
Торговое сотрудничество и совместные предприятия
Для двустороннего экономического сотрудничества в рамках зоны свободной торговли Вьетнам-ЕАЭС стороны согласовали и подписали протоколы, в частности Протокол между правительством Вьетнама и правительством Российской Федерации о поддержке производства транспортных средств на территории Вьетнама от 21 марта 2016 г.; Протокол между правительством Вьетнама и правительством Республики Беларусь о поддержке производства автотранспортных средств на территории Вьетнама от 23 марта 2016 г.; Протокол об обмене таможенной информацией от 28 июня 2018 г.
Реализация Протоколов по производству транспортных средств с Россией и Беларусью в целом и создание совместных предприятий в частности будет способствовать диверсификации рынка транспортных средств во Вьетнаме, создавая условия для увеличения присутствия промышленных товаров из России и Беларуси. Протокол электронного обмена таможенной информацией, посредством установления механизмов обмена и передачи информации и оперативного таможенного оформления товаров, внесет положительный вклад в борьбу с правовыми нарушениями в области таможни, ускорение таможенного оформления, облегчая торговлю и продвигая импорт и экспорт товаров каждой из стран.
Помимо вышеупомянутых протоколов, обе стороны также ведут переговоры по протоколу о создании электронной системы проверки и сертификации происхождения, которая, как ожидается, скоро будет завершена. По сертификатам происхождения будет предоставляться льготный режим в соответствии с Соглашением о зоне свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом.
В 2019 г. двусторонний товарооборот между Вьетнамом и ЕАЭС достиг $10,4 млрд, что на 20,78% больше, чем в 2018 г., и составляет 2% от общего товарооборота Вьетнама с миром. При этом экспорт Вьетнама увеличился на 6,43%, достигнув $7,2 млрд. Благодаря Соглашению двусторонняя торговля в последние годы ежегодно росла более чем на 20%. Согласно данным таможенной статистики ЕАЭС, в 2020 г., несмотря на влияние эпидемии COVID-19, двусторонний товарооборот достиг около $8,27 млрд, что на 11,7% больше, чем в 2019 г.
За первые шесть месяцев 2021 г. общий товарооборот со странами ЕАЭС оценивается в $2,7 млрд, что на 14,9% больше, чем за тот же период 2020 г. Из них экспорт из Вьетнама оценивается в $1,66 млрд, увеличившись на 31,3%.
В феврале 2019 г. между ОАО «Минский молочный завод №1» и вьетнамской компанией «Au Viet Food Production and Import-Export» были подписаны учредительные документы о создании совместного предприятия по производству белорусской молочной продукции во Вьетнаме. В сентябре 2019 г. в провинции Хунг Йен состоялась торжественная церемония открытия завода по сборке грузовых автомобилей МАЗ. В сентябре 2019 г. «МАЗ» и СП «МАЗ Азия» подписали рамочный контракт на поставку 500 единиц техники во Вьетнам с годовой производительностью 100 единиц и более.
В апреле 2020 г. завершилась процедура сертификации белорусского молока и молочной продукции во Вьетнаме. В июне 2018 г. в Минске прошло 14-е заседание Белорусско-Вьетнамской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Регулярно проводятся выставочные мероприятия и ярмарки, бизнес-форумы.
Энергетическое сотрудничество
Россия и Вьетнам намерены развивать мирный атом. Сам автор являлся вьетнамским директором проекта «Социально-экономические эффекты строительства АЭС Вьетнаме: подходы к оценке (2016-2018)». Международный исследовательский проект Российской академии наук и Вьетнамской академии общественных наук, поэтому я очень хорошо понимаю, что Вьетнам отчаянно нуждается в строительстве АЭС.
Среди вьетнамских лидеров мнений можно выделить несколько тенденций. Первая: надо построить АЭС и выбрать Россию в качестве партнера. Необходимо модернизировать ядерный реактор в Далате в центральном нагорье Вьетнама и перенести его в провинцию Биньзыонг на юго-востоке и в Далатский институт ядерных исследований и тоже выбрать Россию в качестве партнера.
У Вьетнама высокая потребность в энергии до 2045 г., это важно для национальной безопасности. Однако нам не хватает капитала, потому что на эту работу приходится тратить миллиарды долларов. Могут ли ЕАЭС и Россия предоставить нам низкие процентные ставки на долгий срок?
Вторая тенденция – развитие возобновляемых источников энергии. Доля возобновляемых источников (энергия ветра, солнечная энергия, энергия биомассы) достигла 22,68 млрд кВтч, что составляет 11,8% от общего объема выработки электроэнергии всей системой.
Целевая и установленная мощность согласно Генеральному плану электроэнергетики VII (скорректировано).
Мы призываем Россию и другие страны ЕАЭС к сотрудничеству с Вьетнамом в инвестиционной сфере. В частности, в соответствии с Проектом национального плана развития электроэнергетики на 2021-2030 г. с перспективой до 2045 г. (Генеральный план электроэнергетики VIII), возобновляемые источники энергии (за исключением гидроэлектроэнергии) увеличатся с нынешнего уровня до примерно 24,3% от общей установленной мощности всей системы в 2030 г. Общий объем инвестиционного капитала, необходимый для реализации выбранной программы развития энергетики, составляет около $99,32 млрд.
Если проект будет разработан в соответствии с планом высокой нагрузки, ежегодные потребности в капитале будут составлять около $11,58 млрд, из которых около $10,16 млрд придется на инвестиции в источники энергии и около $1,42 млрд – на инвестиции в сеть. Таким образом, чтобы решить проблему инвестиционного капитала для энергетической отрасли в ближайшее время, продолжается создание открытых механизмов для мобилизации частных инвестиций в энергетические проекты.
За прошедшее время привлечение инвестиций в энергетические проекты дало много положительных результатов, особенно в сфере возобновляемых источников энергии. По данным EVN, по состоянию на 31 октября 2021 г. общая установленная мощность возобновляемых источников энергии достигла 20 644 МВт. Доля гидроэнергетики составляет 29,6%; солнечной энергетики – 22,57; ветровой энергетики – 5,16%. Газ составляет 10%; нефть – примерно 2%, а биомасса – 0,28% от общей мощности.
Изучение и оценка диаграммы выше показывает нам, что возобновляемые источники энергии очень быстро развиваются во Вьетнаме, в то время как доля других постепенно сокращается. Это правильная политика в соответствии с заявлением премьер-министра Вьетнама на Саммите по климату, состоявшемся в рамках 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (COP26). Реагирование на изменение климата и естественное восстановление должны стать высшим приоритетом во всех решениях в области развития, высшим этическим стандартом для всех уровней, секторов, предприятий и организаций. Премьер-министр Вьетнама заявил, что Вьетнам твердо привержен достичь нулевых выбросов к 2050 г.
Мы рассчитываем, что передовая наука, технологии и технологии России и стран ЕАЭС займут достойное место на энергетической карте Вьетнама, включая ядерную энергетику и возобновляемые источники энергии.
Евразия.Эксперт. 02.02.2022