Совместное заявление обнажило противоречия между Москвой и Пекином
Владимир Скосырев
Глав России и Китая объединила общая опасность, которую олицетворяют военные блоки в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Они также выступили против новых альянсов в Азии и призвали США не размещать ракеты средней и меньшей дальности на двух континентах. В то же время, по мнению экспертов, сближение двух стран не означает, что их позиции по горячим точкам мировой политики полностью совпадают. Не случайно в совместном документе двух стран не упоминаются Украина и Южно-Китайское море (ЮКМ). Пекин не желает осложнять свои связи с Киевом, а Москва – с Вьетнамом.
«Жэньминь жибао», главная газета ЦК КПК, назвала укрепление российско-китайских отношений после встречи президента РФ Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина важной гарантией сохранения стратегического баланса и мира во всем мире. Одновременно пекинская Global Times, ориентированная на иностранных читателей, написала, что беседа двух лидеров знаменует начало новой эпохи, в которой музыку заказывают не США.
А Кевин Радд, бывший премьер-министр Австралии, охарактеризовал заявление Москвы и Пекина как чрезвычайно важное. «Впервые после раскола между Китаем и СССР Китай занял четкую позицию по европейской безопасности и фундаментальной проблеме НАТО в поддержку России. Согласие о том, что стратегическое партнерство двух стран не имеет ограничений, – это сигнал. Его смысл: Китай поддерживает отпор со стороны России дальнейшему расширению НАТО, а Россия, в свою очередь, поддерживает непринятие Китаем любой формы независимости Тайваня», – подчеркнул Радд.
Financial Times утверждает даже, что Путин и Си выступили единым фронтом против кампании Запада о предстоящем нападении России на Украину и обвинений Китая в преследовании уйгуров в Синьцзяне. Свое согласие они цементировали новой сделкой по поставкам газа. Две страны заявили, что серьезно обеспокоены военным пактом AUKUS, включившим Австралию, Британию и США. Они также обязались усилить взаимодействие против попыток внешних сил подорвать их государственный строй путем цветных революций.
Однако, несмотря на демонстрацию единства, Путин и Си в заявлении намеренно обошли молчанием те вопросы, где их интересы не полностью совпадают. В заявлении не упоминаются Украина, ЮКМ и граница Китая с Индией. Украина – это тяжелая для КНР тема. Ведь один из ключевых принципов внешней политики Пекина – соблюдение территориальной целостности государств. Желание Тайваня отделиться от КНР – это как раз покушение на ее территориальную целостность.
С другой стороны, если бы Москва поддержала притязания Пекина в ЮКМ, это поставило бы под удар связи России с Вьетнамом да и другими членами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. Пограничный спор Китая с Индией – это тоже конфликтная тема. Ведь у Москвы с Дели прочные связи, которые эти страны называют «привилегированным стратегическим партнерством».
Сближение Москвы и Пекина пришлось не по вкусу США и Тайваню. Дэниэл Крайтенбринк, высший чиновник, ответственный в Госдепартаменте США за Азию, обвинил Китай в том, что он готов мириться или молчаливо поддержать попытки России покорить Украину. Еще более жестким стало заявление Тайбэя. Он заявил, что Пекин позорит Олимпиаду тем, что приурочил к ее открытию заявление о безграничном партнерстве с Москвой. Возражение Тайваня вызвала та часть совместного российско-китайского заявления, где указано, что Россия подтверждает, что остров является неотъемлемой частью Китая, и выступает против независимости Тайваня в какой-либо форме.
В тот момент, когда внимание мира сфокусировано на Олимпиаде, Пекин использует саммит России и Китая, для того чтобы продолжать свою экспансию и навязывать авторитарную форму правления. Претензии Пекина на Тайвань вызовут только отвращение тайваньского народа, заявил Тайбэй. Остается надеяться, что этот эпизод не отразится на экономических и культурных связях между Россией и Тайванем, где успешно работают миссии, не имеющие статуса посольства, но позволяющие гражданам и бизнесменам тесно общаться. К тому же в совместном заявлении России и Китая на этот счет нет ничего нового. СССР признавал Тайвань частью Китая даже в 1960–1970-х, когда две державы подошли к грани военного конфликта.
Как передает Reuters, несмотря на дипломатический бойкот Олимпиады, объявленный Америкой и ее союзниками, на открытии Игр присутствовало более 30 лидеров иностранных государств. Си устроил для них банкет в Великом зале народа в Пекине, а также провел встречи с руководителями Сербии, Египта, Казахстана, Узбекистана и Туркмении. Обсуждались проекты в рамках инициативы «Пояс и путь». Западные СМИ утверждали, что приехали только авторитарные правители.
В беседе с «НГ» Александр Лукин, директор департамента международных отношений Высшей школы экономики, отметил: «В совместном заявлении Путина и Си есть повторы из предыдущих документов, но есть и новое. Это, например, присоединение Китая к критике расширения НАТО. Декларируется, что две страны также против созданных американцами союзов в АТР. В документе не говорится, куда страны дальше двинутся. Но американская политика толкает их к большей координации действий. Я думаю, что в нынешней ситуации это не приведет к заключению пакта о взаимной обороне. Это станет возможным только в том случае, если одновременно возникнут вооруженные конфликты в Европе и в Азии, например, вокруг Украины и Тайваня. На данный момент отсутствие формального обязательства оказать военную помощь дает двум сторонам большую свободу рук. Ни Россия, ни Китай не хотят сокращать себе поле для маневра».
Независимая газета. 06.02.2022