Послание Лукашенко – новая стратегия «осажденной крепости»
Илья Захаркин
Озвученное 28 января уже 21-е по счету традиционное послание Александра Лукашенко белорусскому народу и парламенту можно назвать новой вехой в политико-идеологической реальности Белоруссии. Многое из того, что на протяжении двух с половиной часов говорил белорусский лидер, уже было сказано им и его подчиненными ранее. Однако в этот раз некоторые заявления А.Лукашенко были вплетены в новую для белорусской идеологии концепцию, что позволяет говорить о возможности серьезных изменений в жизни общества в самом ближайшем будущем.
Ситуация накануне послания белорусского лидера была довольно напряженной. И речь здесь идет не только о геополитических проблемах восточноевропейского региона, но и об обстановке внутри республики. А.Лукашенко ранее сделал несколько заявлений, которые заставили некоторых аналитиков увидеть в них возврат к прежней внутренней и внешней политике. В частности, речь идет о словах президента РБ, которые он произнес 24 января при утверждении решения по охране государственной границы органами пограничной службы. Тогда он заявил, что не допустит оккупации страны «ни слева, ни справа, ни с запада, ни с востока, ни с севера, ни юга». Несмотря на то, что эти слова были ответом его противникам и Западу относительно якобы оккупации российскими войсками Белоруссии в ходе предстоящих в феврале учений «Союзная решимость–2022», белорусский лидер уже давно не говорил о какой-либо опасности с восточного направления.
Кроме того, на следующий день он сделал еще одно важное заявление. На встрече с представителями Академии наук президент подчеркнул, что «нельзя забывать свой язык, если мы не будем знать белорусского языка, мы не белорусы». «Пусть так сложилось, что это наш русский язык. Но русский язык нас не отличает от других. Допустим, от русских. А беларуская мова отличает от других», – сказал он. Эти слова для многих стали неожиданностью, так как ранее белорусский лидер не был столь категоричен.
На фоне этих и некоторых иных заявлений из Минска ситуация вокруг предстоящего послания Лукашенко выглядела довольно нервозной. Особенно из-за того, что вплоть до 26 января предстоящее событие было покрыто завесой тайны. 24 января Лукашенко неожиданно объявил о созыве внеочередной сессии белорусского парламента, не назвав этому причину. Это породило множество теорий и слухов, вплоть до того, что президент Белоруссии собирается объявить в стране чрезвычайное положение из-за ситуации в регионе. Подобные алармистские заявления были развеяны пресс-службой только 26 января, когда было заявлено, что президент Белоруссии обратится 28 числа с традиционным посланием к народу и парламенту.
Стоит заметить, что ранее послания белорусского президента, как правило, проходили весной, а в 2021 году его и вовсе не было. Тогда все основные тезисы о будущем республики Лукашенко высказал во время выступления в феврале на Всебелорусском народном собрании. В этот раз послание было посвящено не только общей ситуации в стране и вокруг нее, но и, пожалуй, самому главному и важному моменту – белорусам было предложено разделить ответственность за судьбу страны с ее руководством и быть готовым ко всему.
По сути, тон послания был задан Лукашенко в самом начале, когда он сообщил о трех главных вопросах к обществу: «Готовы ли вы, белорусы, платить за собственную оборону, за собственное государство?», «Вы готовы платить за эту дорогую вещь, имя которой – суверенитет и независимость?» и «Готовы ли граждане быть инициативными и работать на себя?». Белорусский лидер посоветовал не спешить с ответом, отметив, что найдет способ получить обратную связь от слушавших его. Именно на эти три тематических блока и было разделено все послание Лукашенко, в котором красной линией проходило его отношение к событиям 2020 года, белорусской оппозиции и странам Запада. Лидер, конечно, разделил свое послание на более мелкие темы, которые связал с внешнеполитической обстановкой, ситуацией в экономике, предстоящей конституционной реформой и пр. Однако каждый раз он прямо или косвенно связывал их с тем, что происходило в стране после последних президентских выборов.
В частности, президент, рассуждая о социально-экономической ситуации в стране, в очередной раз заявил, что причина ее сложного состояния кроется во внешних факторах: санкциях, которые он назвал технологией мировой экспансии США и ЕС, повышении спроса на товары, который спровоцировал инфляцию, а также попытках Запада выдавить белорусов с мирового рынка и пр. Одновременно он сообщил об успехах белорусской экономики, связав их с развитием отношений с Россией, пообещал развивать импортозамещение и налаживать жизнь в новых условиях. Белорусский лидер подтвердил социально-ориентированную направленность государственной политики, но предупредил белорусов, чтобы они больше рассчитывали на себя, так как страна переходит к «адаптивной» социальной политике, где нет места иждивенчеству. Более того, прозвучали весьма серьезные предупреждения в отношении индивидуальных предпринимателей и представителей сферы ИТ, которые были на острие протестов 2020 года. Лукашенко остался недоволен, что уволенные за участие в протестах сотрудники государственных организаций начали открывать свой бизнес и зарабатывать деньги, а потому пообещал подумать и разбираться и с ИП, и IТ-шниками, никого при этом не обидев.
Довольно примечательными были заявления Лукашенко и относительно внутриполитического развития Белоруссии, в первую очередь связанного с предстоящей конституционной реформой. Так, белорусский лидер сообщил, что в стране не будут форсировать партийное строительство, но примут закон о гражданском обществе, чтобы была возможность создавать «конструктивные организации», которые должны будут заменить образовавшиеся пустоты после зачистки страны от прозападных структур. Лукашенко также много говорил о национальном самосознании и традиции белорусов, их менталитете, на которые раньше в Белоруссии якобы мало обращали внимание, а теперь решили сделать основой для предлагаемой новой Конституции. При этом он отметил, что вне зависимости от того, примут измененный вариант Основного закона страны или нет, он все равно выиграет. Дополнительно к этому Лукашенко назвал Всебелорусское народное собрание «народным вече, которое спасало страну в предыдущие годы, вразумляло тех, кто хотел разрушить государство, а потому заслужило конституционный статус». В целом же главным посылом стало то, что белорусы всегда принимали решения сами и впредь будут это делать на основе своих интересов и традиций.
Кроме того, президент напомнил всем, что могло бы произойти с республикой, приди к власти оппозиция. По его мнению, страну сразу же распродали бы и отдали под внешнее управление, а сама она превратилась бы в то, что сегодня из себя сегодня представляет Украина. В этой связи он напомнил, что теперь в Белоруссии уделят больше внимания воспитанию патриотизма и сохранению исторической памяти, в том числе о Великой Отечественной войне, а дата 17 сентября (начало освободительного похода Красной армии в 1939 году), на которую в прошлые десятилетия власти закрывали глаза, станет символом понимания геополитических угроз.
Пожалуй, наиболее интересным оказалась тема внешнеполитической обстановки вокруг страны, к которой Лукашенко постоянно обращался во время послания. Здесь президент говорил не только об успехах страны в условиях пандемии, человечности белорусской политики в отношении мигрантов, но и о попытках Запада устроить в республике переворот. В этой связи он рассказал о $6 млрд, выделенных США на мятеж в августе 2020 года, и напомнил о беглых оппозиционерах. Последним Лукашенко дал понять, что после того, как они приползут на коленях и покаются, их в Белоруссии ждет тюрьма и некая общественная комиссия при участии генпрокурора и «глашатая» властей одиозного журналиста Григория Азаренка, которая будет решать их судьбу.
Немаловажно и то, как и что говорил Лукашенко об отношениях страны с Россией и иными партнерами Белоруссии на международной арене. По его словам, именно США были одними из главных провокаторов, из-за которых у Минска возникло множество проблем в отношениях с другими странами, в первую очередь с РФ. В этой связи он вспомнил конфликт с Москвой в 2020 году из-за поставок нефти, заявив, что именно Соединенные Штаты со своими продолжениями поставок нефти и спровоцировали его. Лукашенко также обвинил Вашингтон в провокации, связанной с задержанием летом того же года в Белоруссии трех десятков россиян.
Примечательно то, что, говоря о международных отношениях и ситуации вокруг Белоруссии в последние годы, Лукашенко напомнил о «порядочности Турции» и стратегическом партнерстве с Китаем. При этом, что не могло не удивить некоторых наблюдателей, белорусский лидер сообщил, что готов не только вернуться к диалогу со странами Запада, но и помочь западным политикам «сохранить лицо» в этом процессе. При этом он подчеркнул, что теперь «мяч на их стороне».
Досталось и Украине, которую белорусский лидер назвал страной под внешним управлением и игрушкой в руках Запада, которому важно «утопить в крови российско-украинское братство». По мнению Лукашенко, «Украина становится предметом закулисного торга», а «украинцев толкают в пламя конфликта, ломают их сознание, целенаправленно готовят к агрессии» и «формируют враждебное отношение к братским народам, в том числе к белорусам». При этом он пообещал, что южный сосед рано или поздно вернется в «лоно нашего славянства».
Белорусско-российским отношениям Лукашенко посвятил немного времени. Однако все, что было сказано белорусским лидером о России, свидетельствовало о том, что Минск благодарен Москве за поддержку, готов дальше идти по пути сближения, а 28 союзных программ начнут реализовываться в самое ближайшее время, результаты чего будут видны уже через несколько лет. Одновременно Лукашенко выразил надежду, что все прошлые проблемы в двусторонних отношениях ушли в прошлое, а страны теперь будут двигаться вперед и вместе защищать свою независимость. В этой связи, говоря о возможности войны, он подчеркнул, что она будет только в том случае, если на Белоруссию или Россию будет совершено нападение. Только тогда белорусы начнут воевать, а в республике появятся сотни тысяч российских солдат.
В целом послание Александра Лукашенко к народу и парламенту не вызвало эффекта разорвавшейся бомбы, так как практически все, что прозвучало 28 января, белорусский лидер и его подчинённые говорили и прежде. В то же время его можно рассматривать как основу для формирования новой внутренней политики белорусского государства. Исходя из трех вопросов президента Белоруссии и обозначенной им базы для ответа на них, белорусскому обществу предстоит серьезная мобилизация в рамках стратегии «осажденной крепости». По всей видимости, внешнее давление на республику и ее стратегического партнера Россию, не оставляет белорусским властям ничего иного, как в ближайшее время перестроить жизнь республики по принципу «Все для фронта, все для победы!».
Ритм Евразии. 01.02.2022