Киев взял Берлин

Владимир Соловьев


В Берлине прошел второй в этом году раунд переговоров по Донбассу в «нормандском формате». И если первый — парижский — завершился подписанием пусть символического, но документа, берлинская встреча закончилась ничем, хотя продолжалась девять часов. Отсутствие результата Киев может считать своей победой.

Политические советники лидеров стран «нормандской четверки» (Германия, Россия, Украина, Франция) встретились в Берлине 10 февраля, а разошлись, когда по московскому времени уже наступило 11-е. Это был второй в этом году раунд переговоров. Первый состоялся 26 января в Париже.

Замглавы кремлевской администрации Дмитрий Козак, руководитель офиса президента Украины Андрей Ермак, советники канцлера ФРГ и президента Франции Йенс Плётнер и Эммануэль Бонн во время парижской встречи проговорили за закрытыми дверями восемь часов и вышли к журналистам пусть со скромным, но результатом. Впервые за долгое время переговорщикам тогда удалось согласовать хоть какой-то итоговый документ. В коммюнике из пяти предложений подтверждалось: Минские договоренности являются основой работы «нормандского формата». Кроме того, стороны заявили, что намерены уменьшить имеющиеся разногласия, чтобы двигаться вперед в процессе урегулирования конфликта на востоке Украины.

После этого, а также после визитов в Москву и Киев президента Франции Эмманюэля Макрона, который занялся челночной дипломатией и в обеих столицах излучал оптимизм и обещал скорые хорошие новости, создалось впечатление, что в переговорном процессе действительно намечаются перемены.

Берлинский раунд эти надежды убил. Встреча продлилась почти столько же, сколько парижские переговоры: началась в 16:30 по московскому времени, а закончилась во втором часу утра. Впрочем, в немецкой столице еще не было и полуночи.

Об итогах переговоров главы российской и украинской делегаций Дмитрий Козак и Андрей Ермак рассказали синхронно по парижской схеме — на ночных пресс-конференциях в посольствах своих стран в Берлине. Оба сообщили об отсутствии результата. Но если господин Ермак этим был точно не огорчен, то господин Козак не скрывал раздражения тратой времени и тем, что итоговый документ согласовать не удалось.

«К сожалению, почти девять часов переговоров закончились без каких-то видимых, ощутимых результатов, выраженных в документах»,— рассказал Дмитрий Козак.

Непреклонную позицию, сообщил российский переговорщик, занял Киев. Украинская сторона по-прежнему отказывается идти на контакт с де-факто властями отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) и обсуждать с ними политический блок Минских соглашений (в их числе вопросы особого статуса, проведения местных выборов в ОРДЛО).

Представители Украины, по словам Дмитрия Козака, были против того, чтобы в проекте заявления было указано, что вопросы будущего постконфликтного статуса ОРДЛО должны решаться в консультациях и обсуждениях с представителями Донецка и Луганска. «Это ключевое разногласие, которое Украина отказалась согласовать»,— отметил господин Козак. Он добавил, что компромиссные формулировки искали до последнего. Поэтому переговоры и получились такими долгими.

Досталось от замглавы администрации президента России и представителям Германии и Франции. Первый в какой-то момент удивил коллег заявлением, что ему пора гулять с собакой, рассказал собеседник “Ъ” близкий к российской делегации. Впрочем, Дмитрия Козака больше возмутило то, что Йенс Плётнер и Эммануэль Бонн «не проявили необходимой твердости».

Готовности Парижа и Берлина надавить на Киев в вопросе выполнения Минских соглашений глава российской делегации не увидел: «Увидел попытки найти какую-то удобную нишу, чтобы Украина продолжала ту линию, которую проводила на протяжении предыдущих восьми лет».

Андрей Ермак, как и Дмитрий Козак сообщил, что стороны ничего не положили на бумагу. Но расстроенным он от этого не выглядел. «Сегодня мы не смогли дойти до единого документа,— рассказал господин Ермак.— Но желание такое есть».

Главы офиса украинского президента обещал, что процесс будет продолжен и новая встреча состоится «очень скоро снова». По его словам, «все подтвердили, что настроены продолжать переговоры и что все заинтересованы, чтобы переговоры в "нормандском формате" происходили». Он добавил, что, хотя между участниками переговоров и существуют разногласия, «главное, что есть воля продолжать и договариваться, и мы будем продолжать это делать».

Главный украинский переговорщик также сказал, что все участники встречи подтвердили заинтересованность в проведении саммита «нормандской четверки».

У Дмитрия Козака, однако, на этот счет иная версия. Поднимать вопрос о переговорах на уровне лидеров Германии, России, Украины и Франции никто даже не рискнул, потому что нет предмета для такой встречи, отрезал российский чиновник.

Несмотря на отсутствие результата в Берлине, а этот раунд переговоров можно сказать заодно обнулил предыдущий парижский, встреча в столице Германии важна для понимания расстановки сил и атмосферы внутри «нормандского формата».

В последнее время СМИ не раз писали, что Запад давит на Киев по вопросу выполнения Минских соглашений. Отчасти это подтверждалось и заявлениями отдельных украинских чиновников. Так секретарь Совбеза Украины Алексей Данилов в интервью Associated Press предупреждал западные страны, что его страну не следует принуждать к Минску.

Судя по заявлениям господ Козака и Ермака, то ли украинские власти способны противостоять давлению своих партнеров, то ли это давление не такое уж и сильное, то ли его вовсе нет. По большому счету, ситуация в переговорах возвращается в доэскалационный период, когда политсоветники лидеров стран «нормандского формата» регулярно встречались или созванивались по видеосвязи, часами обсуждали Минские соглашения и расходились, согласовав только дату следующего контакта, да и то не всегда.

Надо сказать, что это устраивает украинскую сторону, поскольку для руководства страны выполнение Минских соглашений чревато серьезными внутриполитическими проблемами вплоть до очередного Майдана. А вот переговоры без итогов для Киева желательны, поскольку безопасны: можно отчитываться о том, что работа над урегулированием конфликта ведется и ничем не рисковать. В этом смысле Андрей Ермак в Берлине свое получил. Тот случай, когда отсутствие результата и является результатом.

Коммерсантъ. 11.02.2022

Читайте также: