«Балтийская труба»: зыбкий песок планов Польши об энергетической независимости
Александр Артемьев
Польская госкомпания PGNiG строит «Балтийский газопровод», ведущий из Норвегии, который Варшава обещает через пять лет заполнить не менее чем на 60%. Проект должен стать альтернативой поставкам российского газа, от которого Польша планирует отказаться уже в следующем году. Однако специалисты, оценивающие реальные перспективы польской борьбы за «энергетическую независимость от России», высказывают скептические мнения. По их мнению, Польша, декларирующая свою решимость отказаться от услуг «Газпрома», обрекает себя на убытки и угрозу энергетического кризиса.
Альтернатива «Северному потоку-2»?
Президент польской госкомпании PGNiG (занимающейся обеспечением страны газом и нефтью) Павел Маевский пообещал, что газопровод Baltic Pipe должны запустить к концу этого года. «Примерно в 2026-2027 гг. добыча PGNiG Group на норвежском континентальном шельфе достигнет около 4 млрд кубометров в год. Кроме того, есть контракты с Lotos, Orsted и ряд более мелких контрактов», – сказал Маевский. По его словам, соглашение PGNiG с компанией Lotos, также занимающейся добычей газом на норвежском шельфе, предусматривает получение около 1 млрд кубометров в год, а контракт на пять с половиной лет с Orsted – 1,16 млрд. Таким образом, по словам Маевского, PGNiG рассчитывает, что через пять лет сможет заполнять «Балтийский газопровод» не менее чем на 60% мощности. Сама компания забронировала 80% мощностей «Балтийского газопровода».
Ранее в польской госкомпании заявляли, что в 2023 году, когда закончится ее долгосрочный контракт с «Газпромом», они смогут заполнить газопровод лишь на треть – на 3,5 млрд кубометров. Это будет газ собственной добычи в Норвегии и датское топливо от Orsted. Тут стоит отметить, что поставки «Газпрома» в Польшу составляют до 10 млрд кубометров. Частично их планируется компенсировать еще и с помощью запасов сжиженного природного газа (СПГ). Именно для этого Польша решила расширить свой терминал сжиженного природного газа в Свиноуйсьце (с 5 млрд до 7,5 млрд кубометров в год) и ввести в Гданьске в эксплуатацию плавучий терминал СПГ на 4,5 млрд кубометров. В Свиноуйсьце регазифицируется СПГ, поступающий в Польшу из США и Катара.
Портфель американских и катарских контрактов PGNiG предусматривает, что ежегодно Польша будет получать 12 млрд кубометров. Часть газа поляки планируют продавать на сторону. Надо добавить, что совсем недавно закончилось строительство трубопровода GIPL, соединяющего Польшу и Литву – ввести его в эксплуатацию предполагается в середине этого года. Поляки рассчитывают, что с помощью этой магистрали они смогут гнать на продажу в Прибалтику голубое топливо, переправленное посредством Baltic Pipe с норвежского шельфа.
Свой «Балтийский газопровод» польские власти позиционируют как альтернативу «Северному потоку-2». Но такой подход вызывает насмешку у россиян. «Непонятно, как вообще можно сравнивать Baltic Pipe и "Северный поток-2". Baltic Pipe – это труба, максимальная мощность которой может достигать только 10 млрд кубов, а "Северный поток-2" – это 55 млрд кубов. Кроме того, Baltic Pipe – это труба с очень ограниченной ресурсной базой. Она идет из Норвегии, а там добыча газа не растет и вскоре будет уменьшаться, потому что падает добыча на старых месторождениях, а новые не вводятся в эксплуатацию, не инвестируются – норвежцы считают, что слишком низки цены на европейском газовом рынке, чтобы разрабатывать новые месторождения. Вообще стоит вопрос, чем заполнять этот Baltic Pipe – в отличие от "Северного потока-2", который имеет практически неограниченную ресурсную базу», – отмечает аналитик российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Красноречивый пример
Критики польской «Балтийской трубы» напоминают, что у Норвегии просто нет лишнего сырья. Только в 2018-м добыча уменьшилась на 2%, в 2019 г. – уже на целых шесть. Правда, норвежцы рассчитывают к 2024 году вернуться к прежним показателям, уповая на разработки залежей Баренцева моря. А пока норвежский экспорт в ЕС упал на 6,3%. Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов в связи с этим предупреждает: «Чтобы заполнить Baltic Pipe под завязку, надо быстро нарастить добычу. А это нереально, учитывая, что речь идет о месторождениях у берегов Норвегии: работы на морском дне всегда сложнее, нежели на суше».
В свою очередь, экономист Елена Алифирова пишет: «Даже увеличив добычу газа на шельфе Норвегии до 2,5 млрд м3/год, PGNiG заполнит МГП Baltic Pipe лишь на 25%, что означает, что PGNiG придется докупать значительные объемы газа в Норвегии и Дании. Еще в октябре 2020 г. PGNiG договорилась с датской Orsted о поставках с 2023 г. в Польшу газа – в том числе с месторождения "Тайра" (Tyra) на шельфе Дании, в объеме порядка 1,3 млрд м3/год».
Сейчас, правда, месторождение Тайра не действует, ибо находится на реконструкции. Его собирались вновь ввести в эксплуатацию 1 июля 2022 г., но из-за разных сложностей, обусловленных пандемией Covid-19, эту дату пришлось отложить до 1 июня 2023-го. «Даже если не брать в расчет задержку с возобновлением добычи газа на месторождении Тайра, суммарно PGNiG получит 3,8 млрд м3/год газа, а гарантированный уровень заполненности МГП Baltic Pipe газом приблизится к 40%. Недостающие объемы газа для МГП Baltic Pipe PGNiG придется докупать, скорее всего, на споте или по краткосрочным контрактам, что рискованно с точки зрения доступных объемов газа и влияния волатильности цен», – констатирует Алифирова.
В любом случае у Польши есть красноречивый пример соседки – Литвы, которая начала свой собственный «священный крестовый поход» за «энергетическую независимость от России» еще в 2014 году. Страна отказалась от долгосрочных контрактов с «Газпромом», а в Клайпеде появился гигантский плавучий терминал сжиженного природного газа, который литовцы намеревались заполнять СПГ, полученным от «правильных, демократических держав». Однако эйфория быстро сдулась: выяснилось, что «демократический» газ очень дорогой и отвязаться от «Газпрома» окончательно Литве так и не удалось.
В прошлом году больше половины поступившего в Литву газа имело российское происхождение. Особенно смешно получилось с клайпедским терминалом, который в январе этого года принял пять грузов общим объемом 26,6 млн кубометров газа. И все это – поставки с российского завода «Криогаз-Высоцк», являющегося совместным предприятием компании «Новатэк» и Газпромбанка. В связи с этим остряки шутят, что «Новатэк» с удовольствием помогает Литве обрести «независимость» от «Газпрома». Не исключено, что аналогичный путь придется пройти и Польше…
«"Газпром" мастерски обыграл PGNiG»
Уже сейчас можно констатировать первое крупное поражение, понесенное Польшей в борьбе за «энергонезависимость». Нынешняя холодная зима вынудила Евросоюз существенно нарастить закупки голубого топлива. В конце лета в ЕС начали расти цены на природный газ, достигшие в декабре своего максимума – почти 2 200 долларов за 1 тыс. кубометров. К слову, экс-министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский 24 января в интервью порталу Biznes Alert заявил о том, что руководители польских государственных предприятий понесли тяжкое поражение в борьбе с «Газпромом». Сикорский напомнил, что в Польше при прежнем правительстве построили СПГ-терминал для диверсификации поставок газа. Предполагалось, что стратегический объект позволит исключить «шантаж» при подписании договоров с «Газпромом» на покупку газа.
Однако, как сетует Сикорский, партия «Право и справедливость», правящая нынче в Польше, вместо использования СПГ-терминала решила сыграть на газовых котировках. В итоге, по словам экс-министра, из-за подъема спотовых цен на газ страна за последние полтора года потеряла 4 млрд долларов. Ответственность за эти потери Сикорский целиком и полностью возлагает на некомпетентное руководство госкомпании PGNiG. «Когда людей в государственные компании отбирают не по профессионализму, а по партийной принадлежности, то получается тот результат, который видим. "Газпром" мастерски обыграл PGNiG, а за последствия этого платят польский бизнес и потребители», – жалуется бывший министр.
Тут нужно понимание общего контекста. В последние дни прямые поставки российского газа в Польшу упали до критического минимума – с 18 января они снизились до 5 млн кубометров в сутки. В целом же по январю среднесуточный прямой импорт российского газа в Польшу (осуществляющийся сейчас через пункты «Высокое» и «Тетеревка» в Белоруссии) составил 11,5 млн кубометров в сутки. Это почти в четыре раза меньше, чем в январе 2021 г. Резкое снижение прямого импорта из России Польша компенсирует поставками со стороны Германии. Газ поступает реверсом по газопроводу «Ямал – Европа». Это стало возможно с 21 декабря, когда «Газпром» остановил польский транзит в Германию.
По данным немецкого оператора Gascade, среднесуточный реверс в январе составлял 18 млн кубометров в сутки, а потом вырос до 30 млн кубометров. «Вполне возможно, что Польше стало выгоднее перекупать российский газ у посредников, чем получать его напрямую», – не исключает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. Дело в том, что в 2020 г. у PGNiG через Стокгольмский арбитраж добилась, чтобы контрактную формулу цены на российский газ изменили – привязали к рыночным котировкам в Европе. Тогда такое изменение было полякам выгодно. Однако осенью прошлого года из-за взлета цен на газ в хабах Евросоюза это привело к резкому подорожанию российского топлива. И польская госкомпания даже обращалась в компанию «Газпром-экспорт» с письмом, содержавшим призыв пересмотреть цены.
По требованию Евросоюза «Газпром» поставляет большую часть газа в государства ЕС по так называемым гибридным контрактам – с различной привязкой цен. Это привело к тому, что в январе российский газ оказался дороже СПГ, что и стало одной из причин снижения его поставок в ЕС в январе. «Газпром» отмечал, что зависит от заявок долгосрочных клиентов. Кроме того, в январе газовые котировки в Европе опустились ниже 1 000 долларов за 1 тысячу кубометров, и реверсный газ в виде спотовых поставок также мог оказаться дешевле прямых поставок.
При этом, как считается, немецкие компании получают российский газ по самым привлекательным ценам. И потому могут продавать Польше топливо из старых запасов газа, закупленного у россиян еще до нынешнего энергокризиса в Европе. Впрочем, такая ситуация с поставками российского голубого топлива в Польшу не может длиться долго. Хотя в 2022-м истекает долгосрочный контракт с «Газпромом», однако у Варшавы пока остаются обязательства по покупке до 10 млрд кубометров в год. Из них не менее 80% должны быть выкуплены по условию «бери или плати»…
Ритм Евразии. 09.02.2022