СНГ продолжает штормить

Светлана Гамова


Недавнее столкновение на границе Киргизии и Таджикистана показало, что столкновения с участием военных могут произойти не только между Украиной и Россией, как предполагают в Киеве и других европейских столицах, а также в Вашингтоне. В обращении президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, сделанном накануне, отмечено, что беспорядки, происходившие в начале января в Алма-Ате, направлялись из одного из городов Центральной Азии. Токаев не назвал ни город, ни страну, где располагался, по его мнению, центр, осуществлявший переворот в Казахстане. Но то, что он сделал на этом акцент, говорит об уязвимости всех стран СНГ. А также о существовани «спящих» не только в странах Центральной Азии, но и у других членов СНГ. В этом ракурсе Содружество видится как неустойчивая структура, которая продолжает штормить.

Об этом, собственно, сказал Александр Лукашенко, выступая с посланием парламенту и народу в минувшую пятницу. Говоря в основном о несостоявшемся славянском союзе, он отметил и похожие моменты в другой части СНГ.

«Ситуация в Казахстане показала, что не только славянское, но и центральноазиатское братство стало мишенью. Очевидно, что Запад в целях ослабления России продолжит тактику по расшатыванию постсоветского пространства», – отметил Лукашенко. И задал вопрос: «Должны ли мы во всей этой ситуации реагировать и наращивать свои оборонительные возможности? Ответ очевиден. Хочешь мира – увы, готовься к войне…» – сделал он вывод.

Но если вспомнить обращение Токаева, то в нем отмечается, что угроза дестабилизации Казахстана в январе исходила от города одной из братских центральноазиатских стран. Из чего следует, что России не приходится надеяться на стабильность в пограничье со странами Средней Азии. Как, впрочем, и по всему периметру наших границ. Мы не можем быть спокойны относительно кавказского направления. И не только потому, что там есть не до конца погашенная горячая точка – Нагорный Карабах. В странах Южного Кавказа идут процессы, в перспективе обещающие нам в лучшем случае волнения, в худшем – украинский вариант «восстановления справедливости». Это касается не только и не столько Грузии, которая в 2008 году, после нападения грузинской армии на Цхинвал, потеряла Южную Осетию и Абхазию, контролируемые сегодня Россией.

Не все так, как хотелось бы, у РФ с союзной Арменией, где активно работают западные спецслужбы и очевидны откровенные антироссийские настроения у части населения. Но Армении рвать с Россией – значит столкнуться с Турцией, что никаких бонусов Еревану не принесет. И это удерживает пока Армению в зоне влияния России.

Готовит сюрприз Москве и Молдавия, которая настроилась на Запад, но пока остается в запасных у Евросоюза, довольствуясь статусом ассоциированного члена ЕС. Главным ориентиром у действующей молдавской власти, которая представлена президентом Майей Санду, является Украина. Сразу после инаугурации в 2019 году Санду совершила первый визит в Киев, где заявила, что Молдавия намерена перенимать опыт у Украины. «Мы бы хотели, чтобы у нас было как у вас на Донбассе», – отметила тогда Санду. И у граждан Молдавии возник вопрос: а что, собственно, она имела в виду? Размораживание конфликта в Приднестровье? Сегодня там мир, но шаги, предпринимаемые Кишиневом по отношению к непризнанной республике, не оставляют сомнений на намерении руководства Республики Молдова (РМ) перейти в отношении Приднестровья к принуждению к объединению с РМ.

Причем Кишинев активно использует для этого Украину. Ранее Украина закрыла свою границу для приднестровских автомобилей, сославшись на просьбу об этом молдавских властей.

Экспорт и импорт Приднестровья понес убытки. Недавно стало известно, что Тирасполь потерял и открытую ранее для приднестровских грузов границу с ЕС. А в Евросоюз Приднестровье отправляло большую часть своей продукции. На этот раз удар был нанесен по Молдавскому металлургическому заводу (ММЗ), расположенному в Приднестровье и являющемуся бюджетообразующим предприятием в непризнанной республике. ММЗ закрыли поставку металлолома, без которого завод работать не может. Единственное, что может его разблокировать, – это определенный компромисс, которого потребует у Тирасполя Кишинев. Очевидно, что, как и в случае с украинской блокадой Приднестровья по просьбе Кишинева, ЕС также действует на основании инициатив президента РМ Санду.

Есть мнения, что Украина в нужный момент может провести операцию в Приднестровье, направленную на выдавливание оттуда Оперативной группы российских войск. Лидер молдавских социал-демократов Виктор Шелин считает, что провокации со стороны Украины могут быть предприняты опять же по просьбе президента Украины.

Но пока Украина остается в центре внимания мирового сообщества, так как на юго-востоке страны существует притихший конфликт, который в любой момент может спровоцировать полномасштабную войну, куда могут быть втянуты не только РФ, но и страны ЕС.

«Все большую тревогу вызывает нарастание напряженности на южном направлении. Украина становится предметом закулисного торга. Украинцев толкают в пламя конфликта, ломают их сознание, целенаправленно готовят к агрессии. Формируют враждебное отношение к братским народам, в том числе к белорусам», – отметил в своем послании Александр Лукашенко.

Он подчеркнул, что для Запада важно «утопить в крови российско-украинское братство, наше славянское братство». «Но мы – родные славянские народы, выходцы из единой купели крещения. Наши корни – из глубины веков. И это надо сберечь, чего бы нам ни стоило. Ведь братство гораздо выше, чем надуманные обиды и местечковые политические амбиции. Наши неразрывные связи – основа общей безопасности и выживания», – заявил глава государства.

Глава Белоруссии отметил, что на Западе укрепляется военная инфраструктура наступательного характера, а вблизи границ Союзного государства сосредотачиваются войска НАТО, активизированы полеты американских стратегических бомбардировщиков – до 30 вылетов в сутки.

Лукашенко заявил, что Запад в целях ослабления России продолжит расшатывать постсоветское пространство. И пообещал, что в случае войны Белоруссия будет воевать на стороне России.

Первый удар в случае военных действий белорусы примут на себя, как 1941 году. По сути, у России остается одни надежный союзник на данный момент – Белоруссия, прикрывающая нас с Запада.

На фоне переброски из России в Белоруссию дивизии комплексов «Панцирь-С» ситуация, описанная Лукашенко в выступлении перед парламентом, не кажется инструментом влияния на белорусский электорат и оппозицию, перекочевавшую за рубеж. Все представляется гораздо масштабнее и страшнее.

НГ-Дипкурьер. 30.01.2022

Читайте также: