Конституционная реформа в Белоруссии – в чем суть
Илья Захаркин
О необходимости проведения в Белоруссии конституционной реформы власти республики говорили на протяжении последних нескольких лет. Однако только события 2020 года сдвинули данный процесс с мертвой точки, а новая редакция Основного закона теперь должна стать конечной точкой в общественно-политическом кризисе. Созданная весной 2021 года Конституционная комиссия после нескольких попыток представила Александру Лукашенко свой вариант Конституции, который с небольшими правками был вынесен на всенародное обсуждение 27 декабря. Предполагается, что после того, как все желающие смогут внести свои предложения, окончательная и скорректированная редакция будет рассмотрена на республиканском референдуме, который должен пройти не позднее конца февраля текущего года.
Вместе с тем, представленный к обсуждению вариант Конституции Белоруссии уже вызвал множество споров, а некоторые его статьи и нововведения выглядят довольно сырыми. По официальной информации, Конституционная комиссия внесла изменения в 59 статей Основного закона страны, а также включила в него 16 статей и исключила две. В итоге часть предложенных изменений стали абсолютно новыми для РБ как государства, а некоторые вернули Конституцию к варианту 20-летней давности. Последнее, по задумке властей, должно стать уступкой оппонентам и стабилизировать общественно-политическую обстановку в стране.
Условно все нововведения можно свести к нескольким основным направлениям: вопросы идеологического характера, изменения в структуре управления государством, а также косметические доработки, которые не несут в себе серьезной корректировки Конституции, однако делают ее отвечающей современным реалиям.
С точки зрения изменений и дополнений в сфере идеологии в первую очередь следует обратить внимание на Преамбулу, в которой сказано, что одним из фундаментальных оснований развития страны является «сохранение национальной самобытности». При этом государство теперь должно обеспечивать «сохранение исторической правды и памяти о героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны», а «проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа» с принятием новой Конституции станут «долгом каждого гражданина». Дополнительно к этому белорусы должны будут «проявлять социальную ответственность, вносить посильный вклад в развитие общества и государства», а также сами «принимать меры по сохранению и укреплению собственного здоровья». Вместе с тем бесплатная медицина, как и образование, в республике сохраняются.
В предлагаемых поправках в качестве ответа на последние веяния со стороны Запада появилось определение брака как «союза женщины и мужчины», а супруги получили «равные права в браке и семье». При этом теперь родители обязаны готовить детей «к общественно полезному труду, прививать культуру и уважение к законам, историческим и национальным традициям Белоруссии». Примечательно, что во время продолжающегося обсуждения Конституции Белорусская православная церковь предложила дополнить пункт о «союзе мужчины и женщины» фразой «по рождению», чтобы не допустить появления в республике браков между теми, кто изменил свой пол. В целом же основные изменения идеологического порядка в предложенном варианте Основного закона Белоруссии отражают центральные направления государственной политики последних лет и призваны укрепить консолидацию белорусского общества на основе традиционных ценностей, идентичных тем, которые уже прописаны в Конституции России.
Наибольший интерес вызывают нововведения в сфере политики и в первую очередь – государственного управления. В данном случае было сделано несколько формальных уступок оппозиции, однако структура власти в стране, как становится ясным при более детальном изучении новой редакции Конституции, стала еще больше зависеть от президента. В частности, для избрания на пост главы государства предлагается повысить возрастной ценз до 40 лет (сейчас 35 лет), а также закрепить обязанность проживать в Белоруссии не менее 20 лет перед выборами. Здесь же прописано то, чего так долго добивалась оппозиция – «одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков» (данное положение было в Конституции до референдума 2004 года). Иных уступок оппонентам власти в новой редакции Основного закона не предусмотрено, а перераспределение некоторых полномочий президента сути государственного строя не меняет.
Более того, в Конституции появился ряд положений, которые прямо указывают на то, что власть в руки оппозиции никто отдавать не собирается. Так, ограничение по количеству сроков президентства наступает лишь после вступления в должность вновь избранного главы государства (уточним: избранного на предстоящих выборах), что позволяет А.Лукашенко снова баллотироваться на пост президента. Помимо этого, кандидату теперь запрещено иметь «гражданство иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества». Таким образом, различные гуманитарные визы, а также так называемые «карты поляка», которые Варшава в последние годы массово раздавала белорусам, станут препятствием для участия в политической жизни страны для многих лиц в первую очередь из лагеря прозападной оппозиции.
Кроме того, теперь президент может получить возможность вводить чрезвычайное положение при попытках «насильственного изменения конституционного строя, захвата или присвоения государственной власти, вооруженного мятежа, массовых и иных беспорядков». В случае же, если глава государства погиб, то полномочия по управлению страной переходят к Совету безопасности, где главой становится председатель верхней палаты парламента (Совета Республики). Важным нововведением стало и то, что бывший президент не сможет быть «привлечен к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий» и автоматически становится «пожизненным членом Совета Республики».
Правда, у главы государства забирают ряд постоянных полномочий. Например, право издавать указы, формировать Центризбирком, назначать и освобождать от должностей судей и председателей Конституционного и Верховного судов, а также председателя Комитета госконтроля. Однако, лишив президента некоторых возможностей, новая Конституция дала ему гораздо больше гарантий, а некоторые функции управления страной, несмотря на их передачу другим органам, по-прежнему останутся под его контролем.
В данном случае речь идет о самом главном изменении в Конституции Белоруссии – придании Всебелорусскому народному собранию (ВНС) статуса нового государственного органа, который напрямую связан с президентом. Официально указывается, что ВНС является «высшим представительным органом народовластия», который должен определять «стратегические направления развития общества и государства, обеспечивать незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие». Численность его составляет 1200 человек, а руководить им будет работающий круглогодично президиум во главе с председателем. В состав ВНС должны входить действующий и бывшие президенты, представители законодательной, исполнительной и судебной власти, а также делегаты от местных Советов депутатов и гражданского общества. Срок полномочий нового органа власти – 5 лет.
В то же время, как будут избираться и назначаться члены ВНС, как будет работать данный орган, как его действия будут соотноситься с парламентом и многое иное до сих пор до конца не ясно. Предполагается, что решения Всебелорусского народного собрания станут обязательными для исполнения и даже смогут отменять другие законы и решения госорганов. Однако все это будет понятно только после того, как будет принят закон, определяющий компетенцию, порядок формирования и деятельности ВНС и не ранее, чем через год после вступления в силу новой Конституции. Сегодня очевидно только то, что данный орган напрямую и косвенно будет связан с президентом страны и будет влиять на все решения внутри государства. В частности, ВНС по предложению главы государства будет давать согласие на применение армии за рубежом, а с его согласия – определять состав Конституционного и Верховного судов и назначать Центральную избирательную комиссию.
Перед Всебелорусским народным собранием ежегодно будет отчитываться премьер-министр, у него будет право объявлять президенту импичмент, а также оценивать легитимность выборов и т.п. При этом стоит напомнить, что главой президиума ВНС может стать действующий глава государства, что автоматически свяжет его с принятием всех решений данного органа, в том числе и по вопросу о собственной отставке. В конечном счете, с появлением ВНС в стране вполне может появиться некая трехмерная конструкция, когда к Совету республики и Палате представителей парламента добавится новый орган, который будет как дублировать ряд функций законодательной власти, так и контролировать исполнительную.
Что касается иных дополнений и изменений в Конституции РБ, то они либо корректируют уже существующие положения, либо вводят новые, которые подтверждают существующее положение дел в стране и вокруг нее. Например, русский язык наряду с белорусским сохраняет статус государственного, а политика государства остается социально ориентированной. Кроме того, заявляется, что Белоруссия «исключает военную агрессию со своей территории в отношении других государств» и «развивает атомную энергетику в мирных целях». Дополнительно закрепляется положение о том, что государство «создает условия для защиты персональных данных и безопасности личности и общества при их использовании», что уже реализовано в стране на практике за счет принятых ранее законов.
Пожалуй, одной из немногих неожиданностей стало сохранение в Основном законе приоритета международного права над национальным. Ранее власти страны неоднократно заявляли, что хотят пойти по пути России и отменить данный пункт. Вполне вероятно, что в процессе обсуждения этот момент будет уточнен и изменен по просьбам общественности.
* * *
В целом же проект новой Конституции, принятие которой должно поставить точку в общественно-политическом кризисе в Белоруссии, пока выглядит довольно сыро. Особенно в части создания новой систему госуправления. Ряд положений закладывают многочисленные противоречия в будущей системе власти. Более того, вместо оптимизации государственный аппарат расширяется, а роль президента становится еще более важной. В случае, если глава государства станет и председателем президиума ВНС (по желанию), то он только упрочит свой контроль над законодательной, исполнительной и судебной властями, а также и за потенциальным новым президентом.
В то же время сегодня нельзя говорить о том, Конституция делается исключительно для того, чтобы Александр Лукашенко был уверен в своем будущем. Главная задача конституционной реформы видится в другом – понизить градус напряженности в обществе, дав властям республики время для того, чтобы стабилизировать ситуацию. Насколько это удастся, покажет ближайший год после предстоящего референдума.
Ритм Евразии. 12.01.2022