И опять выстрел себе в ногу: Литва отказалась сотрудничать с «Беларуськалием»
Александр Артемьев
В Вильнюсе решили досрочно расторгнуть контракт с предприятием «Беларуськалий», хотя в результате этого Литовская Республика понесет огромные убытки. «Литовские железные дороги» (ЛЖД) подписали соглашение с «Беларуськалием» еще весной 2018 года, оно действует до конца будущего года.
Через Литву ежегодно перевозится около 11 млн тонн белорусских удобрений. После введения США и ЕС санкций в отношении Белоруссии транзит удобрений прекратился не сразу, так как белорусская сторона заранее перевела аванс. Это вызвало скандал в литовском правительстве.
Показное отчаяние
США объявили о введении санкций в отношении предприятия «Беларуськалий» 9 августа 2021 года. В действие они вступили 8 декабря. Как ожидалось, после наступления этой даты полностью прекратится перевозка белорусских калийных удобрений через гавани стран Балтии, в том числе через основной для «Беларуськалия» перевалочный порт – литовскую Клайпеду. Тем более что 2 декабря Минфин США внес в свой санкционный список еще и «Белорусскую калийную компанию», а также ее дочернее предприятие ООО «Агророзквит».
Литовские железнодорожники и портовики ожидали приближения этой даты с ужасом. Однако в декабре прекращения транзита «Беларуськалия» не произошло – грузы как возили, так и продолжили возить. Дело в том, что (ЛЖД) уже успели получить аванс за перевозку продукции «Беларуськалия».
А глава ЛЖД Мантас Бартушка громогласно сообщил, что в случае потери грузов «Беларуськалия» предприятию потребуются ежегодные субсидии в размере 49 млн ежегодно. Но это лишь в самом лучшем случае, ведь, по предварительным оценкам, только от потери белорусских заработков литовская железнодорожная компания будет терять ежегодно около 60-70 млн евро.
Премьер-министр Ингрида Шимоните заявила, что транзит удобрений «Беларуськалия» через Литву не должен продолжаться долго. Это безобразие, мол, надлежит поскорее прекратить! А 9 декабря сразу два министра правительства объявили о готовности очистить свои посты – именно из-за ситуации с «Беларуськалием». Одним из них оказался глава Минтранспорта Марюс Скуодис, а вторым – руководитель МИД Габриэлюс Ландсбергис, не переставая сокрушаться о том, какой страшный урон, дескать, понесла Литва, не выполнив сразу американские санкции и продолжая зарабатывать на белорусском транзите. А Ингрида Шимоните пообещала: «Мы обязательно найдем решение о расторжении договора таким образом, чтобы Литовская Республика подверглась наименьшему риску финансового ущерба». Данное замечание было сделано недаром – в случае разрыва контракта литовской стороне грозят серьезные денежные потери.
Судя по всему, Ландсбергис, хоть и объявил «для вида» о своей возможной отставке, в действительности уходить с поста не хотел. Но ситуацией немедленно воспользовался президент Гитанас Науседа, практически открыто враждующий с Ландсбергисом. Тут нужно понимать внутриполитический расклад, сложившийся в этой стране. Габриэлюс, возглавляющий объединение «Союз отечества – Христианские демократы Литвы», принадлежит к почти всемогущему в Литве клану Ландсбергисов, его дедушку Витаутаса считают «отцом литовской независимости». После того как в конце прошлого года партия СО-ХДЛ по результатам парламентских выборов возглавила правительство, Ландсбергису-внуку выделили в нем кабинет министра иностранных дел. Это очень выгодная позиция – проблемами простых литовцев занимаются другие министры, а Габриэлюс мог вволю красоваться, картинно «воюя» с Россией и Белоруссией, которых он осыпал страшными оскорблениями за отсутствие «демократии».
Пост министра иностранных дел рассматривался для Габриэлюса как «трамплин» в кресло президента. Однако политик оказался слишком нетерпелив и быстро рассорился с нынешним президентом Науседой. Партия СО-ХДЛ обвиняла Науседу во всевозможных грехах и даже хотела устроить ему импичмент. Спасая свой статус, президент начал искать возможность для ответного удара – и дождался! Габриэлюс сам подставился, когда из-за ситуации с «Беларуськалием», дабы показать верховному гегемону США, как он скорбит из-за того, что его волю не удалось немедленно выполнить, заявил, что подумывает об отставке. Науседа немедленно «вцепился» в это заявление своего политического противника.
Рука руку моет
Глава государства выразил согласие с тем, что сложившаяся ситуация бросает тень на репутацию страны в глазах партнеров по НАТО. Также Науседа подчеркнул, что у литовского правительства было достаточно времени, чтобы обдумать, что оно станет делать после вступления в силу ограничительных мер против «Беларуськалия», но оно, мол, этим не воспользовалось, и теперь решения приходится принимать в спешке. Также президент особо отметил, что по сложившейся в Европе традиции министры, которые говорят о своей готовности очистить кресло, обычно так и поступают. Ландсбергису, вынужденному стерпеть эту оплеуху, не оставалось ничего иного, как уйти в самом деле.
Однако за Ландсбергиса и Скуодиса вступилась премьер Шимоните, отказавшаяся принимать их отставку. Шимоните и Ландсбергис оба состоят в рядах СО-ХДЛ, и тут, что называется, «рука руку моет». Зато они быстренько нашли «крайнего» – в отставку спровадили главу «Литовских железных дорог» Мантаса Бартушку. После этого Г.Науседа обвинил правительство в «коллективной безответственности».
И.Шимоните, однако, в долгу не осталась. «Поскольку я слышала здесь замечания о фарисействе и некоторой двуличности и двойных стандартах, было бы хорошо это применять и к себе», – огрызнулась премьер. Она сослалась на официальную переписку, недавно опубликованную литовским новостным порталом Delfi: из нее следует, что в июне прошлого года администрация Науседы придерживалась мнения о том, что Евросоюзу не следует вводить санкции в отношении белорусских удобрений. Позиция, кстати, совершенно обоснованная, учитывая прибыли, какие Литва получала от сотрудничества с «Беларуськалием».
В декабре литовский Минтранс разработал законопроект, предусматривающий наложение санкций на продукцию, импортируемую из Белоруссии – закупаемую напрямую или поставляемую косвенно из этой страны. По мысли авторов документа, это предотвратило бы дальнейший транзит удобрений «Беларуськалия» через территорию Литвы. По заявлению министерства, данный законопроект «направлен на обеспечение интересов безопасности Литвы, которые нарушаются из-за гибридной агрессии, осуществляемой Беларусью». Но его принятие поставило бы под удар российскую Калининградскую область, которая транзитом через Литву получает из Белоруссии разную продукцию. «У нас достаточно тесные экономические связи с Белоруссией. В некоторых сегментах регионального рынка доля белорусской продукции очень велика. Прежде всего, это строительные материалы, во вторую очередь – продукты питания. И если запретительные меры будут приняты литовцами внезапно и начнут действовать сразу, может образоваться дефицит и резко взлетят цены, в том числе и на товары первой необходимости», – отметил калининградский политолог Александр Носович.
В связи с появлением этого законопроекта в Калининградской области отметили, что литовцы и без того чинят ей затруднения. «Де-факто я могу сказать, что блокада Калининграда уже идет. Скорость обработки одной фуры (на литовских таможнях. – А.А.) катастрофически медленная», – рассказал генеральный директор компании «ДСВ-Транспорт» Олег Калашник. По его словам, каждый грузовой автомобиль, следующий сейчас через Литву в Калининградскую область, проходит трехступенчатую проверку. «Сначала досматривают фуры при въезде на погранпереход, затем отправляют на рентген-контроль и после обыскивают уже при выезде с таможенного поста», – поясняет бизнесмен.
Российский МИД уведомил Литву, что, если та полностью заблокирует грузооборот между Белоруссией и Калининградской областью, РФ придется применить ответные воздействия. Рычаги для этого имеются: в прошлом году российский экспорт в Литву достиг 1,8 миллиарда долларов (рост на 68,9%), импорт же из Литвы составил 304 миллиона долларов (увеличение на 19,1%).
Подсчет убытков
В итоге под самый конец 2021-го правительство Литвы объявило, что больше не намерено «любой ценой» останавливать транзит белорусских удобрений. «Мы ищем решение, которое, с одной стороны, поддержит репутацию нашей государственной железнодорожной компании, в том числе в глазах наших союзников. А с другой стороны, защитит правительство и государство от необоснованных претензий или некоторого финансового ущерба», – сказала Шимоните. И «решение» было найдено: 12 января премьер сообщила, что соглашение между ЛЖД и «Беларуськалием» не отвечает «интересам национальной безопасности» и с 1 февраля будет расторгнуто.
Спикер парламента Виктория Чмилите-Нильсен заявила: «Мы – то государство, которое больше всех ратовало за внедрение санкций против белорусского режима, чтобы таким образом сохранить давление на Лукашенко и его ближайшее окружение. Поэтому мы должны проявить принципиальность. Необходимо придерживаться заданной ценностной линии и не давать оценочную стоимость нашей поддержке демократических процессов, не измерять ее в какой-то конкретной сумме». Но вот литовские бизнесмены, не получающие, в отличие от Чмилите-Нильсен, государственных зарплат, никак не могут отказаться от того, чтобы называть «оценочную стоимость» решений правительства, губящего их заработок на транзите.
Еще два года назад аудиторско-консалтинговая компания Ernst & Young подсчитала: в 2019 году за счет перевалки белорусских грузов через Клайпеду бюджет Литвы пополнился на 155 млн евро. По предварительным данным дирекции порта, в 2021 году около 30% всех его грузов составили товаропотоки из Белоруссии. Если бы в прошлом году Белоруссия не увела из Клайпеды свои нефтепродукты, результат был бы еще лучше. Если же с 1 февраля остановится экспорт калийных удобрений через Клайпеду, то порт потеряет около 17% всех сборов (9,9 млн евро), а «Литовские железные дороги» – свыше 20% всех товаропотоков. Прямо скажем, весомые потери.
В октябре прошлого года из-за экстремального ухудшения отношений Вильнюса с Минском в ЛЖД приняли решение приостановить проект реконструкции участка железнодорожной линии на западе страны (Плунше – Шатекяй) стоимостью 56,5 млн евро. По оценкам специалистов, отказ от перевалки удобрений несет угрозу и для дальнейшего развития южной части порта Клайпеды: поток инвестиций уже не будет прежним, а о строительстве глубоководного порта за пределами Куршского залива вообще можно забыть. «Грузопоток белорусских удобрений занимает главную часть транзитных грузов в Клайпеде. Негативное влияние будет большим, а компенсировать такой поток быстро не получится. Поэтому помощь потребуется как портовым компаниям, так и, возможно, дирекции порта», – констатировал глава порта Альгис Латакас.
Литовский бизнесмен Игорь Удовицкий, зарабатывающий на транзите, предупреждает: «Потеря контракта с "Беларуськалием", если она случится, обернется общим ущербом более 1 млрд евро. Здесь все просто – наш контракт с "Беларуськалием" бессрочный и ограничен по времени только продолжительностью договора аренды территории в порту. Один миллион тонн каждый месяц проходит транзитом через Литву, и так до 2066 года – считайте сами. Покупатели белорусского калия – это десятки компаний, в том числе и государственные. Потеря контрактов, убытки – сотни миллионов. Итак, попытка прекратить транзит калия в самой короткой перспективе превратится для Литвы в миллиарды евро прямых убытков», – предупредил Удовицкий. Он уверен, что у порта Клайпеды альтернативы грузам из Белоруссии нет.
Ритм Евразии. 27.01.2022