Вперед, в прошлое

Елена Черненко, Павел Тарасенко


Россия взорвала дипломатическую бомбу: МИД РФ в пятницу опубликовал проекты документов по обеспечению правовых гарантий безопасности со стороны США и НАТО, переданных американцам за два дня до этого. Москва требует от Вашингтона и его союзников юридически зафиксировать отказ от расширения НАТО, прекратить военное сотрудничество с постсоветскими странами, убрать американское ядерное оружие из Европы, отвести силы Североатлантического альянса на позиции 1997 года и еще много чего. При этом в РФ опасаются эскалации в случае отказа США от уступок. В Вашингтоне вроде бы к разговору готовы.

В открытый доступ выложены проекты двух документов: двустороннего «Договора между РФ и США о гарантиях безопасности» и многостороннего «Соглашения о мерах обеспечения безопасности РФ и государств-членов Организации Североатлантического договора». Оба черновика были в среду переданы помощнику госсекретаря США Карен Донфрид в ходе ее визита в Москву, а в четверг направлены в столицы остальных стран-членов НАТО.

Публикация проектов договоров в столь чувствительной сфере сразу после их передачи потенциальным партнерам — нестандартный для российской дипломатии ход.

Проект Договора о европейской безопасности, продвигавшийся в 2008–2009 годах тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым, к примеру, был выложен в открытый доступ лишь несколько месяцев спустя после его передачи европейским странам. Главные адресаты новой инициативы России — США — удивлены публичной активностью Москвы. «Это не похоже на попытку завязать серьезный диалог. Так дела в дипломатии обычно не делаются»,— сказал один из собеседников “Ъ” в госструктурах США.

Ультиматум Москвы

Проект российско-американского договора состоит из восьми статей. В начале документа отмечается, что Москва и Вашингтон в своих отношениях руководствуются принципами, содержащимися в Уставе ООН, хельсинкском Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, Основополагающем акте РФ—НАТО, а также других международных договорах.

Далее перечисляются принципы, которых Россия и США должны придерживаться в отношениях друг с другом. Среди них: «невмешательство во внутренние дела, включая отказ от поддержки организаций, групп и отдельных лиц, выступающих за неконституционную смену власти, а также любых действий, имеющих целью изменение политического или социального строя одной из сторон».

Сказано в преамбуле и о необходимости избегать любого военного противостояния и вооруженного конфликта между Россией и США, поскольку они «способны привести к применению ядерного оружия, что имело бы далеко идущие последствия». «В ядерной войне не может быть победителей»,— подчеркивается в документе.

Далее приводятся обязательства, которые должны взять на себя Москва и Вашингтон. Некоторые пункты распространяются на обе стороны. Так, Россия предлагает США не наносить ущерб безопасности друг друга, а также не использовать территорию других государств в целях подготовки или осуществления вооруженного нападения против другой стороны или иных действий, затрагивающих ее интересы безопасности.

Россия и США, согласно проекту договора, не должны размещать свои вооруженные силы и вооружения в районах, где такое развертывание воспринималось бы другой стороной как угроза своей национальной безопасности — за исключением такого развертывания в пределах национальных территорий сторон.

России и США также предложено воздерживаться от полетов тяжелых бомбардировщиков, оснащенных для ядерных или неядерных вооружений, и нахождения надводных боевых кораблей всех классов в районах, соответственно, вне национального воздушного пространства и вне национальных территориальных вод, откуда они могут поражать цели на территории другой стороны.

При этом Россия и США должны поддерживать диалог по совершенствованию механизмов предотвращения опасной военной деятельности в открытом море и в воздушном пространстве над ним, включая согласование предельной дистанции сближения боевых кораблей и самолетов.

Проект договора также содержит обязательство не развертывать ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования вне национальной территории, а также в тех районах своей территории, из которых такие вооружения способны поражать цели на территории другой стороны.

Ряд требований адресован исключительно США. Москва настаивает на том, чтобы Вашингтон исключил дальнейшее расширение НАТО в восточном направлении, отказался от приема в альянс государств, ранее входивших в СССР.

США также не должны создавать военные базы на территории постсоветских государств, не являющихся членами НАТО, использовать их инфраструктуру для ведения любой военной деятельности, а также развивать с ними двустороннее военное сотрудничество.

Кроме того, в договоре содержится запрет на развертывание ядерного оружия вне национальной территории: Россия настаивает на вывозе американского ядерного оружия из Европы и уничтожении всей имеющейся инфраструктуры для его развертывания.

Зона особых интересов России

Соглашение с НАТО, содержащее девять статей, выдержано в том же духе. Часть его положений распространяется как на альянс, так и на Россию. В частности, в статье 1 говорится, что «участники в отношениях между собой руководствуются принципами сотрудничества, равной и неделимой безопасности». Им предлагается не создавать условий или ситуаций, которые могли бы представлять или быть расценены в качестве угрозы для национальной безопасности других подписантов, проявлять сдержанность в военном планировании и при проведении учений для снижения рисков возможных опасных ситуаций, а для разрешения вопросов применять механизмы срочных консультаций, включая Совет Россия—НАТО. Альянсу и РФ также предлагается подтвердить, что они не рассматривают друг друга в качестве противников.

Ряд требований прямо или контекстуально адресован НАТО. Россия настаивает на том, чтобы с территории стран, ставших членами альянса после 1997 года, были отведены все вооруженные силы и вооружения, появившиеся там за последние 24 года (за этот период в НАТО вошли 14 государств Восточной Европы и Балкан). НАТО предлагается исключить свое дальнейшее расширение (в этой связи отдельно упомянута недопустимость вступления в блок Украины) и отказаться от ведения военной деятельности на территории Украины, а также государств Восточной Европы, Закавказья и Центральной Азии.

По сути, Россия требует от США и их союзников признать за ней зону особых интересов на постсоветском пространстве.

Многие из вошедших в проекты документов пунктов в том или ином виде выдвигались Москвой ранее. Так, российские власти уже много лет говорят о недопустимости нахождения на территории стран Европы американского ядерного оружия. Более того: в обоих проектах документов есть пассажи, перекочевавшие из Договора о европейской безопасности 2008–2009 годов. Процент совпадений в случае с новым Соглашением РФ—НАТО составляет 17,5%, а с новым российско-американским договором — 23%.

«Хотя формальным поводом для российских предложений стало обострение ситуации вокруг Украины, большинство статей говорят о других, более широкого порядка вещах. Россия фактически озвучила альтернативный сценарий развития отношений с НАТО с 1997 года и предлагает США и альянсу перейти к нему,— пояснил в беседе с “Ъ” старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России, консультант "ПИР-Центра" Андрей Баклицкий.— Думаю, никто не испытывает иллюзий по поводу того, что почти четверть века взаимоотношений можно переписать в сколько-нибудь короткие сроки. Но свою заявочную позицию Москва озвучила».

С чистого листа

Вскоре после обнародования документов замглавы МИД РФ Сергей Рябков провел брифинг, в ходе которого ответил на вопросы российских и иностранных журналистов. “Ъ” поинтересовался, с какой целью Россия выдвигает США и НАТО заведомо неприемлемые для них требования. «Вы говорите, что мы должны понимать, что наши предложения заведомо неприемлемы. Я так не думаю,— ответил Сергей Рябков.— Думаю, ситуация, которая сложилась в Европе и Евразии в последнее время, настолько радикально отличается от всего того, что было раньше, что здесь неприложимы, неприменимы никакие шаблоны, никакие стандарты из прежнего, старого опыта».

По словам замглавы МИД РФ, западным странам надо «отрешиться от прошлого», «взглянуть на все по-новому» и «писать наши отношения с чистого листа».

Высокопоставленный дипломат призвал США и их союзников «максимально серьезно отнестись» к российским предложениям. Он подчеркнул, что Москва ждет реакции в кратчайшие сроки. Ситуацию в отношениях России и НАТО господин Рябков назвал «взрывоопасной» и дал понять: если российские требования будут отвергнуты Западом, станет хуже. В то же время он отверг тезис, что Россия может напасть на Украину. «Те, кто постоянно разогревают эту тему (о возможном российском вторжении.— “Ъ”), движимы противоположным желанием — не избежать конфликта, а именно разогреть ситуацию и спровоцировать, в том числе власти Киева, на необдуманные и такие опасные действия»,— предположил дипломат. И добавил: «Я не хочу подливать масла ни в какой огонь. Я, наоборот, хочу достать огнетушитель в виде двух проектов (документов о гарантиях безопасности.— “Ъ”) и с помощью него начать тушить тлеющие угольки и язычки пламени».

Шоковый удар

«По предполагаемому механизму воздействия на российско-американские отношения предложения российской стороны напоминают использование дефибриллятора — отчаянный шоковый удар, дабы вернуть пациента к жизни,— заявил “Ъ” главный редактор журнала "Россия в глобальной политике", председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.— Соответственно, надо полагать, в Кремле считают, что эти отношения мертвы, хуже некуда, и последний шанс — попытаться радикальными мерами запустить мотор заново».

Проблема, по его словам, заключается в том, что, как выразился Сергей Рябков, «на другом берегу» диагноз ставят другой и уж точно не видят необходимости в шоковых мерах. «То есть понимания ждать не стоит, в США и НАТО не видят угрозы такого уровня, которая заставила бы пойти на обсуждение столь радикальных требований,— считает эксперт.— Поэтому, если предполагать, что у России есть определенный план действий (а было бы странно, если бы после такого заявления его не было), то ждать следует шагов по доведению до другого берега тезиса о серьезности и рисках ситуации». В противном случае близкие к ультимативным высказывания, по мнению Федора Лукьянова, «повиснут в воздухе и девальвируют солидность говорящего».

Есть, по словам эксперта, и смежный вариант: «Выдвижение требований, которые заведомо невозможно принять, дабы затем занять позицию: ну извините, мы хотели как лучше, но вы сами отказались».

«Если в силе такой сценарий, значит, следует ждать продолжения,— отмечает он.— Наверное, не стоит сбрасывать со счета и вариант того, что адресат вступит в переговоры, но он представляется наименее вероятным».

Впрочем, в Вашингтоне не стали с ходу отметать российскую инициативу. «Мы видели российские предложения. Мы обсуждаем их с нашими европейскими союзниками и партнерами»,— сказала пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки. После недавней видеоконференции с президентом РФ Владимиром Путиным американский лидер Джо Байден обещал созвать встречу в формате «5+1» (предположительно, речь шла о США, Великобритании, Италии, Франции, ФРГ плюс России) для обсуждения озабоченностей Москвы. Это вызвало крайне нервную реакцию ряда других, прежде всего восточноевропейских, стран НАТО. В итоге ни о какой подобной встрече объявлено не было. Американские официальные лица дали понять своим российским коллегам, что и не будет.

Тем не менее, американские СМИ в пятницу сообщили со ссылкой на источник в Белом доме: «США готовы обсуждать с Россией вопросы безопасности… На следующей неделе свяжемся с российскими властями по следующим шагам». При этом источник уточнил, что некоторые пункты российских предложений в Вашингтоне сочли «полезными», но некоторые — «заведомо неприемлемы для США».

Коммерсантъ. 17.12.2021

Читайте также: