Украине предстоит очередной год турбулентности

Александр Гущин, доцент Российского государственного гуманитарного университета, эксперт Российского совета по международным делам


Подводя итоги уходящего политического года Украины, вполне можно каждый из них характеризовать как бурный и непредсказуемый. Тем не менее 2021 год – один из самых насыщенных и турбулентных с точки зрения внутренней и внешнеполитической повестки в жизни страны, вслед за    2019-м. Тогда политическая система страны была сотрясена неожиданным восхождением на политический олимп Владимира Зеленского и его партии «Слуга народа».

2021 год – особенный в силу того, что новая украинская власть попыталась перейти в политическое наступление. Оно, однако, принесло не только много издержек тактического плана, но и привело к тому, что обострились базовые проблемы будущего архитектуры политической системы.

В этом контексте следует отметить попытку резко усилить президентскую вертикаль. Это, с одной стороны, должно было продемонстрировать внешнеполитическим патронам безальтернативность «зеленой власти». А с другой, используя силовые механизмы и ресурсы монобольшинства, обеспечить выстраивание такой системы, которая бы позволила президенту и его команде действовать в гораздо более широком коридоре возможностей на внутриполитической арене. Это также попытка выйти за пределы политической традиции, при которой президент был скорее медиатором политической жизни, первым среди равных, а попытки выстраивания властной вертикали под себя встречали резкое сопротивление элит.

Сегодня же украинская власть формально вышла далеко за те политические пределы, которые существовали даже у предшественника Зеленского. Это позволило многим украинским экспертам говорить о том, что одним из сценариев развития Украины в будущем может оказаться путь, схожий с белорусским.

Однако решило ли это хотя бы какие-то серьезные вопросы, стоящие перед страной? Вряд ли. Несмотря на успехи в аккумулировании властного ресурса, использование антиолигархической риторики и антиолигархического закона в своих политических интересах, качество государственного управления остается низким, а управленческие инициативы, распространяемые из офиса президента, если формально и проходят, то во многом блокируются бюрократией на среднем и нижнем этажах властной вертикали. Отношения с региональными элитами хотя и не находятся пока в фазе острого конфликта, но потенциально остаются конфликтными. И строятся они скорее на принципе кнута и пряника и личных связях, чем на авторитете «Слуги народа» на местах.

Уголовные дела в отношении считающегося пророссийским бизнесмена и политика, главы политсовета партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» Виктора Медведчука (его, напомним, обвиняют в госизмене и содействии терроризму), судя по всему, должны были обеспечить укрепление позиций Зеленского у правого электората. Однако первоначальный, и то относительно незначительный, рост рейтингов, последовавший после закрытия телевизионных каналов и выдвижения обвинений, сменился новым падением. Причем, что самое важное, наблюдается рост антирейтинга президента, который, оставаясь наиболее популярным политиком в стране, имеет уже далеко не такие уверенные позиции в гипотетическом втором туре выборов.

Это особенно актуально, поскольку 2022 год может дать ответ на вопрос, кто бросит наиболее реальный вызов украинскому президенту на будущих выборах. В связи с этим активность бывшего спикера Верховной рады Дмитрия Разумкова и структуризация его политического проекта вызывают особый интерес.

Попытка усиления властной вертикали и, как следствие, аккумулирование информационного ресурса власти столкнулись в 2021 году с резкой реакцией значительной части олигархических кругов. Политическая и информационная война между Владимиром Зеленским и миллиардером Ринатом Ахметовым, начавшаяся летом, продолжается. Возможность компромисса не исключается, а это демонстрирует, что значительная часть элит активно сопротивляется попытке установить новые правила игры.

Справедливости ради следует отметить, что значительная часть «старых» политиков, призванных работать в качестве таранов против власти на каналах Ахметова, вызывают не меньшую аллергию у значительной части украинского общества, чем действующая власть. Она же сама по себе постепенно начинает дробиться на группы влияния и испытывает не только внешние, но и внутренние риски. Все это свидетельствует о том, что сегодня решается вопрос о будущей форме властного и олигархического консенсуса в стране. И это делает внутриполитическую обстановку тревожной, не исключает вероятности досрочных парламентских выборов.

Ситуация обостряется и тем, что украинские власти, оказавшиеся в силу своей некомпетентности перед лицом энергетического кризиса, окончания благоприятного периода для цен на украинское сырье на мировых рынках, испытывают серьезные социальные риски, что усугубляется усилением налогового давления на предпринимателей.

На внешней арене отношения с западными партнерами также далеки от безоблачных. Несмотря на общее сохранение поддержки со стороны коллективного Запада, и прежде всего Британии и США, Украина в условиях трудного переговорного процесса, идущего между Россией и Западом, не выступает полноценным субъектом переговоров. Западные партнеры стремятся держать украинские власти на коротком поводке.

Все это накладывается на общую тенденцию невыполнения Зеленским своих предвыборных обещаний о мире на юге Украины, которые он давал в 2019 году. Тогда, даже несмотря на народную поддержку, в обстановке давления внешних партнеров, собственных радикалов и отсутствия опыта президенту не хватило политической воли. Теперь же гипотетический референдум, о котором периодически заходит речь, скорее является отражением стремления властей снять с себя ответственность и прикрыться решением общества, используя его для сохранения своих полномочий, особенно перед риском активности радикалов. Вопрос о реинтеграции Донбасса становится все более призрачным, как и перспективы полноценной интеграции Украины в ЕС и НАТО.

Независимая газета. 29.12.2021

Читайте также: