Санкционное противостояние Белоруссии и Запада – до развязки далеко

Илья Захаркин


На протяжении последнего года Белоруссия находится под самым серьезным за всю свою историю независимости санкционным давлением со стороны Запада. Евросоюз, США и ряд иных западных стран по-прежнему не признают легитимность нынешней власти в республике и требуют от Минска преобразований на своих условиях. При этом рестрикции уже давно потеряли политический характер, а о правах человека и политзаключенных в РБ на Западе упоминают только по инерции. Главный удар теперь наносится по основным отраслям экономики Белоруссии с целью не только подорвать социальную обстановку в стране, но и убрать с мировых рынков конкурента.

Очередной виток напряженности между сторонами начался со 2 декабря, когда ЕС, США, а с ними Великобритания и Канада ввели очередные ограничения против республики. В частности, уже в пятый по счету пакет санкций Евросоюза попали «Белоруснефть», «Гродно Азот», «Белшина», авиакомпании «Белавиа», турагентство «Центркурорт», минские гостиницы «Минск» и «Планета», Отдельная служба активных мероприятий и даже сирийский авиаперевозчик Cham Wings, которого связали с транспортировкой мигрантов в Белоруссию. Теперь в европейских списках находится порядка 183 человек и 26 белорусских компаний. Позже стало известно, что многострадальная «Белавиа», которой уже запрещены полеты в европейском воздушном пространстве, была отключена от международных систем взаиморасчетов для пассажирских и грузовых авиаперевозок, а немецкий Deutsche Bank прекратил расчеты в долларах и евро с белорусскими государственными банками и предприятиями.

США пошли еще дальше, нанеся удар по калийной и оборонной промышленности Белоруссии. В санкционные списки попали «Белорусская калийная компания», которая занимается продажей калийных удобрений, и ее украинская «дочка» «Агророзквит», а также «Славкалий» Михаила Гуцериева. Под ограничениями оказались и предприятия, связанные с ВПК республики: «Белтехэкспорт», «140 ремонтный завод» и «Пеленг». Кроме того, санкции ввели против некоторых туристических фирм и даже «Президентского спортивного клуба», возглавляемого сыном президента Дмитрием Лукашенко. США даже не постеснялись ввести весьма странные рестрикции в отношении двух транспортных самолетов Ил-76ТД и вертолета Agusta-Westland AW-139, принадлежащего «Славкалию». Канада и Великобритания практически во всем солидаризировались со своими партнерами. Всего под новые ограничения попали 19 белорусских компаний, что привело к тому, что теперь практически все основные отрасли экономики Белоруссии находятся под западными санкциями.

Вместе с тем введенные ограничения оказались весьма специфическими, так как они минимально затронули ключевые интересы стран Запада. Так, санкции ЕС, как и летние секторальные рестрикции, касаются только новых контрактов, тогда как работа по заключенным ранее договорам по-прежнему не запрещается. США также дали время американским компаниям до 1 апреля 2022 года завершить все сделки с белорусскими партнерами. Великобритания и вовсе, введя санкции против «Беларуськалия» и заморозив его счета, не уточнила, могут ли местные компании с ним сотрудничать. Это уже привело к определенному непониманию ситуации у стран-сателлитов. Например, 7 декабря премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните заявила, что Вильнюс не знает, как республика будет реализовать санкции США в отношении «Беларуськалия», так как существует множество юридических нюансов, в том числе отсутствуют ограничения на действия посредников и прочее. В целом же стало понятно, что страны Запада не решились вредить собственным интересам в краткосрочной перспективе, дав возможность своим компаниям успеть решить все нынешние вопросы с белорусской стороной до вступления в силу санкций, чтобы они смогли продолжить работу в 2022 году.

Несмотря на подобную двойственную позицию западных партнеров, официальный Минск оказался крайне огорчен введением новых санкций. В белорусской столице до последнего надеялись, что Запад не пойдет на эскалацию напряженности, и делали все возможное, чтобы не накалять обстановку. Помимо постоянных предложений начать диалог, белорусские власти сделали все возможное для деэскалации напряженности на границе с ЕС, перекрыв поток мигрантов, прибывающих в республику, и организовав отправку беженцев на родину. Более того, министр иностранных дел Владимир Макей совершенно недвусмысленно намекнул, что в случае продолжения давления Запад рискует окончательно потерять Белоруссию, которая может даже лишиться государственности. При этом и глава белорусского МИД, и правительство республики заявили, что именно санкции являются главной причиной углубления интеграции с Россией, фактически поставив ЕС и США ультиматум. Однако даже такие заявления не остановили Запад, в очередной раз доказав, что нынешний миграционный кризис на границе ЕС и Белоруссии является лишь предлогом, чтобы продолжить давление на Минск. Поэтому неудивительно, что в белорусской столице не просто выступили с резким осуждением новых санкций, но и объявили о начале ответных мер, что стало новым явлением во внешней политике Белоруссии.

По требованию Александра Лукашенко правительство республики начало работу над ответными санкциями в отношении западных стран, что вылилось в принятие 7 декабря соответствующего документа. Согласно принятому решению, с 1 января 2022 года на полгода вводится продовольственное эмбарго «в отношении широкого перечня товаров, произведенных в странах, реализующих дискриминационную политику и осуществляющих недружественные действия в отношении нашей страны». В перечень, в частности, попали свиньи и свинина, мясо крупного рогатого скота, соленое, сушеное или копченое мясо, ряд субпродуктов, молоко и молочная продукция (с некоторыми исключениями), овощи, фрукты, орехи, животные масла, колбасы, кондитерские изделия, соль и др. При этом была сделана оговорка, что в данных списках будут исключения, необходимые для обеспечения продовольственной безопасности страны, а сами санкции не коснутся простых покупателей.

В Минске считают, что такие ограничения нанесут серьезный удар по западным производителям, так как ранее импорт запрещенной продукции достигал суммы в $530 млн в год, а также приведут к развитию импортозамещения, на которое планируется потратить около $9 млрд. Правда, власти пока не сообщили, откуда появятся деньги на данную программу, но отметили, что теперь «импортеры, товаропроизводители и торговые сети будут ориентированы на замещение товаров, не производящихся в Белоруссии, поставками из дружественных государств». Примечательно, что, введя ограничения и квотирование ввоза на территорию Белоруссии отдельных видов товаров, Минск сообщил, что «сохраняет за собой право расширить перечень запрещенных товаров», но готов отменить свое решение «в случае аналогичных шагов со стороны Запада».

Стоит заметить, что в настоящее время эксперты не склонны считать, что введенные белорусскими властями санкции изменят позицию западных стран, так как предлагаемый Минском обмен неравнозначен. Например, по словам заместителя главы администрации президента Белоруссии Дмитрия Крутого, новые ограничения ЕС и США только в сфере экспорта энергетической и нефтехимической продукции могут стоить республике $250-300 млн в год. И это, не считая иных рестрикций, а также вопросов инвестиций, банковских переводов, страхования сделок, дополнительных расходов из-за изменения логистики, потери рынков и пр.

Некоторые эксперты оценивают будущие потери белорусской экономики и вовсе в 10-15% без учета дополнительных расходов, связанных с развитием программы импортозамещения. Попытки же заместить образовавшиеся дыры за счет иных источников пока до конца не оценены. Например, санкции стали причиной того, что теперь не только литовские, но и польские автоперевозчики должны будут покупать в Белоруссии навигационные пломбы, цена на которые в декабре увеличилась в два раза и составляет порядка 100 евро. Если транзитный поток через республику сохранится на уровне прошлогоднего – около 2,3 млн грузовых автомобилей, а навигационными пломбами удастся охватить не только литовское и польское, но и украинское направления, то Белоруссия вполне может рассчитывать на доход в $260-270 млн. Однако в свете последних заявлений белорусского лидера о возможности закрыть весь транзит через Белоруссию, в том числе и энергоресурсов, вопрос о получении дополнительных доходов остается открытым.

В целом же стоит заметить, что продолжающееся противостояние Белоруссии и Запада, исходя из хода событий, все еще далеко от своего завершения. ЕС, не успев принять пятый санкционный пакет, уже приступил к работе над шестым, за которым, по всей видимости, последуют новые ограничения, направленные на разрушение белорусской экономики. Ответные меры Минска вряд ли будут существенными, так как единственный реальный инструмент, способный напугать и остановить ЕС, связан с транзитом энергоресурсов и товаров через территорию республику. Однако он напрямую затрагивает политические и экономические интересы России и Китая. Остальные меры будут носить скорее символический характер, так как они не смогут серьезным образом навредить Западу.

Единственным положительным моментом в происходящем сегодня можно назвать углубление интеграции между Белоруссией и Россией, против которой западные страны активно выступали ранее и к которой сами же подтолкнули Минск.

Ритм Евразии. 14.12.2021

Читайте также: