Почему Литва стала токсичной

Дмитрий Родионов, директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития


Немецко-балтийская торговая палата направила министру иностранных дел Литвы Габриэлюсу Ландсбергису и министру экономики и инноваций Аушрине Армонайте письмо с предупреждением о возможности закрытия германских заводов в этой стране. В нем немецкие промышленники испытывают «большую озабоченность» из-за ухудшения отношений Вильнюса и Пекина.

Все дело в конфликте Китая и Литвы из-за открытия в столице последней представительства Тайваня в ноябре. Пекин отреагировал молниеносно, ответив сначала дипломатическими мерами: отозвал для консультаций посла и предложил литовской стороне сделать то же самое. Вторым шагом было понижение дипломатических отношений с прибалтийской республикой до уровня поверенного в делах и изменение статуса китайской дипмиссии в Вильнюсе с посольства до представительства.

Но дипломатическими методами воздействия все не ограничилось: Китай ввел санкции. Сначала он отказался от закупок литовских товаров и перенаправил свои товарные поезда в другие страны. Потом вычеркнул страну из своего таможенного реестра.

Самое интересное, что китайская санкционная политика несколько отличается от той, что обычно проводит Запад. Для Запада санкции – это не только экономический, но и пропагандистский инструмент. Они хотят, чтобы весь мир знал, кто на какие санкции попал, санкционные списки заранее публикуют. То ли для того, чтобы надавить на фигурантов, то ли для того, чтобы напугать других неотвратимостью наказания.

Китай не занимается постановкой спектаклей. Он свои списки не обнародует, причем даже не предупреждает тех, кто в них попадает. Приедут грузы подсанкционного, но ничего об этом не ведующего предприятия в Шанхай, и вдруг… Оказывается, их нельзя растаможить.

И если санкции касаются государства, они касаются всех, кто на его территории и в его юрисдикции работает. Без разницы: литовцы это, немцы или папуасы.

Как пишут в письме производители ФРГ, они учитывают сложности сохранения производственных площадок на территории Литвы, поскольку те не могут получать китайские комплектующие и отправлять продукцию в Китай.

Думаю, не стоит пояснять, насколько мир зависит от китайских комплектующих. Можно перейти на другие, но это будет намного дороже, проще уйти из маленькой Литвы, которая особого интереса, кроме дешевой рабочей силы, не представляет. Но таких стран по всему миру хватает.

То же с реализацией товаров в Китай. Сегодня просто невозможно представить себе транснациональную корпорацию, которая не торговала бы с КНР, не была бы завязана на «мировую фабрику» и самый быстрорастущий потребительский рынок.

В общем, как ни крути, Литва не стоит конфликта с уже почти первой экономикой мира.

О каких предприятиях может идти речь? Повторю, Китай «расстрельных списков» не вывешивает. Сообщается лишь, что под удар могут попасть производители торфа, лазеров и автокомпонентов.

Стоит напомнить, что в начале декабря Reuters сообщал о требовании Пекина к ТНК разорвать связи с Литвой, пригрозив в противном случае закрыть рынок для их продукции. В частности, упоминался один из крупнейших мировых производителей автомобильных шин и электроники для автопрома Continental, у которого Пекин потребовал прекратить поставлять продукцию, изготовленную в Литве.

ФРГ занимает четвертое место по объему иностранных инвестиций в экономику Литвы. Потери от их ухода могут исчисляться суммами с девятью нулями.

Для Вильнюса это очередная стрельба уже даже не по конечностям, а по внутренним органам. После ухода России из литовских портов и выдавливания оттуда еще и Белоруссии это чревато очень серьезными проблемами для экономики маленькой республики. А ведь немцами дело не ограничится. Их примеру последуют другие, если Литва станет токсичной.

Один вопрос: зачем? Какое Вильнюсу дело до Тайваня? Американцы попросили?

Впрочем, вспоминая недавнюю историю с санкциями против «Беларуськалия», которые литовцы поспешили исполнять ценой постановки под угрозу смерти своих портов и железной дороги, даже несмотря на их необязательность (Минфин США им даже официальную записку направил, что ограничительные меры касаются только американских компаний) – можно всерьез поверить, что мы имеем дело с инициативными камикадзе, готовыми бесконтрольно стрелять по своим конечностям, чтобы обратить на себя внимание «хозяина».

Впрочем, есть версия, что правящие в Литве консерваторы в случае с «Беларуськалием» хотели добиться ухода глав Клайпедского государственного порта Альгиса Латакаса и Литовской железной дороги Мантаса Бартушки. При этом, чтобы не вызывать подозрений, из-за скандала подали в отставку министр транспорта и коммуникаций Литвы Мариус Скуодис и глава МИДа Габриэлюс Ландсбергис. Правда, премьер-министр, однопартиец Ландсбергиса Ингрида Шимоните отставки обоих не приняла. Латакаса удалось отстоять, а вот Бартушку «ушли». Очевидно, «ландсбергисты» на его место поставят своего человека, от клайпедского порта так просто не отстанут.

Так что, возможно, это была обычная внутриполитическая разборка, ценой которой стал сокрушительный удар по экономике, потеря внушительных сумм в валюте, десятки или сотни и даже тысячи рабочих мест. Подумаешь, Европа, если что, денег подкинет. Обязана подкинуть – пострадали же «за идею». Ну, уедет еще несколько десятков тысяч людей из страны – не привыкать.

Впрочем, возможно, Вашингтон и попросил Вильнюс пойти на этот шаг с открытием представительства Тайваня. Не столько ради поддержки Тайбэя, сколько для проверки реакции Пекина. То, что ради этого пришлось принести в жертву своего вассала, – это незначительные издержки. Возможно, целью было спровоцировать Китай на резкие действия, чтобы США потом легче было убеждать Европу в необходимости объединяться перед лицом китайской угрозы.

В любом случае, Пекину Литва в качестве мальчика для битья также оказалась кстати – нужно было продемонстрировать миру, что бывает со слишком ретиво исполняющими волю американского хозяина. И Литва как маленькая страна, которой нечем ответить, подвернулась как нельзя кстати.

Возможно, этим шагом Пекин впрямь подстегнет консолидацию коллективного Запада против себя. С другой стороны, он продемонстрировал, что однополярный мир кончился и не только одна страна в нем может использовать санкции как инструмент давления.

Надо понимать, что торговые войны США с Китаем только начинаются, и еще не одна Литва падет жертвой в борьбе за чужие интересы.

Независимая газета. 28.12.2021

Читайте также: