Насколько устойчиво нынешнее белорусское «экспортное чудо»?

Илья Захаркин


Оказавшаяся под беспрецедентными санкциями белорусская экономика за последний год не только не остановила свое развитие, но и наоборот – показывает удивительные темпы развития. Рост ВВП Белоруссии, по официальным статистическим данным, уже стал одним из самых значительных за последнее десятилетие, что позволило многим говорить о новом «белорусском экспортном чуде». Страна продолжила наращивать свои поставки за рубеж, а местные чиновники излучают оптимизм и заявляют о сугубо положительных макроэкономических показателях.

При более детальном рассмотрении ситуация не выглядит столь однозначной. Согласно последним данным, за 10 месяцев текущего года белорусский ВВП составил примерно $57,7 млрд. Это означает рост экономики на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года в сопоставимых ценах. Для примера: год назад данный показатель снижался на 1,1%.

Как заявил заместитель главы администрации президента Белоруссии Дмитрий Крутой, «если смотреть в целом по всем показателям, и количественным, и качественным, то я бы сказал, что это лучшие результаты за последние 12 лет». По его словам, основным драйвером роста экономики является промышленность (около 70% прироста), а также IT-сектор. Порадовал правительство Белоруссии и экспорт, который вырос на 32%. При этом белорусские товары стали лучше продаваться в странах Запада, которые, как известно, в текущем году уже объявили о введении секторальных санкций и не признают легитимность существующей в республике власти.

Например, в сентябре экспорт в страны СНГ увеличился на $524 млн, а в остальные – на $382 млн. В частности, в Германию поставки выросли более чем в два раза, в Италию – почти на 70%, Польшу – на 74%, Эстонию – на 77%, Латвию – на 92%, в США – на 187%, а в Нидерланды и вовсе в 5 раз. Одной из немногих стран, с которыми резко сократилась торговля, стала Великобритания, которая в прошлые годы являлась одним из основных импортеров белорусских нефтепродуктов: в 2020 году сюда было поставлено продукции на $800 млн, а за девять месяцев нынешнего года – всего на $190 млн. В целом же все основные показатели внешней торговли Белоруссии сегодня выглядят более чем обнадеживающе, что и позволяет Минску говорить о полном провале санкций, которые так и не сломили местную экономику, подбирающуюся к своим пиковым показателям. Можно вспомнить, что ВВП республики достигал максимального значения в 2014 году – $78,81 млрд. После чего было падение до $47,72 млрд в 2016 году, а год назад данный показатель едва достиг $60,26 млрд, который, как ожидается, будет превзойден по итогам нынешнего года.

Основными причинами столь необычного развития событий, когда в начале года многие эксперты предрекали если не крах, то серьезный кризис белорусской экономики, вполне объяснимы. И именно в них кроется одна из главных проблем. С одной стороны, нельзя забывать, что за столь высокими цифрами текущего года стоит крайне низкая база прошлогодних показателей. Это позволяет чиновникам говорить о резком росте ВВП, но это правда лишь по сравнению с 2020 годом, когда экономика страны упала почти на 1%, хотя планировался ее рост на 2,7%. На 2021 год властями ранее было запланировано увеличение основного показателя лишь на 1,8%, что в сравнении, например, с 2019 годом уже не выглядит столь впечатляюще. Тем более что и в тот год ВВП страны вырос только на 1,2% по сравнению с 2018 годом при официальном прогнозе прироста в 4%.

Даже с учетом относительности цифр нельзя сказать, что экономика Белоруссии не развивается, особенно в условиях пандемии и санкций. Однако главным ее драйвером является все же не внутреннее развитие, а ситуация на внешних рынках. В первую очередь речь идет о продолжающемся восстановлении мировой экономики после пандемийного 2020 года и особенностях действий белорусских властей в сложившейся ситуации. Можно вспомнить, что в прошлом году на локдаун ушли многие мировые товаропроизводящие регионы, в первую очередь Юго-Восточная Азия, Евросоюз и США. В то же время Белоруссия отказалась закрывать предприятия и продолжила жить привычной жизнью, по возможности наращивая свое производство. В рамках начавшегося в текущем году восстановления мирового хозяйства на внешних рынках вырос интерес и к некоторым белорусским товарам, которые попали в товарные группы с повышенным спросом и ценами: энергоносители, металлы, продукция лесной отрасли, сельского хозяйства и т.п. Это и стало главным толчком для роста экономики Белоруссии.

Неслучайно, именно самые ходовые группы белорусских экспортных товаров (удобрения, нефтепродукты и продовольствие) показали наиболее впечатляющие результаты в статистике. Своеобразные аутсайдеры прошлого года – нефтехимическая отрасль, машиностроение, а также снабжение электроэнергией и газом – стали в первой половине нынешнего года главными двигателями роста в промышленности РБ. В январе-мае основной прирост промпроизводства обеспечивали производители химических продуктов (рост на 20,3%) и нефтепереработка (плюс 25,8%). Кроме того, был заключен контракт на поставки калийных удобрений в Китай, который также подкинул солидную прибавку в копилку белорусского бюджета. Внесли свой вклад в общую статистику и некоторые виды грузоперевозки: железнодорожные контейнерные перевозки возросли на 40%.

В то же время сельское хозяйство смогло показать резкий скачок лишь во второй половине года, находясь до этого на втором плане внешней торговли: за 9 месяцев сельхозпредприятия поставили на экспорт товаров и сырья на сумму более $4,7 млрд (рост на 12,6% к уровню прошлого года), хотя производство сельскохозяйственной продукции за это же время сократилось на 6,6%.

Подстегнул показатели и еще один фактор – сокращение внутреннего спроса и потребления в самой Белоруссии. Все это в совокупности с сокращением общих государственных затрат и позволило руководству республики улучшить макроэкономические показатели в краткосрочной перспективе, в том числе и дефицит бюджета: в начале года речь шла о $2,4-2,5 млрд, теперь же только о $1,2 млрд. Дополнительно к этому страна сумела сохранить и даже нарастить золотовалютные резервы: к ноябрю они увеличились до $8,55 млрд по сравнению с началом года в $7,2 млрд.

В то же время внешнеэкономическое «торговое чудо», как бы о нем бодро ни рапортовали чиновники, как показывают последние статистические данные, постепенно сходит на нет, что и характеризует реальное положение в экономике страны. Уже к концу лета эффект низкой базы закончился, а промышленность постепенно перестала быть драйвером роста: в августе объем промпроизводства вырос к июлю на 3,6%, а в сентябре уже наблюдался спад на 0,3%. В целом же если в первом квартале промышленное производство выросло на 9,2%, во втором – на 11,6%, в третьем – на 2,9%, то по итогам октября впервые в текущем году оно сократилось на 0,1%.

Кроме того, несмотря на рост выручки промышленных предприятий за 9 месяцев на 30,7%, а прибыли – на 33,7%, к их рентабельности есть определенные вопросы. Например, средняя рентабельность продаж у флагманов белорусской промышленности выросла до 9,7%, в то время как в обрабатывающей промышленности она упала с 10,7% до 10,2%. Кроме того, рост чистой прибыли предприятий многие связывают в первую очередь с укреплением белорусского рубля к доллару и евро и, соответственно, с уменьшением курсовых разниц, а не с наращиванием экспорта.

Более того, как стало известно, поставки за границу выросли исключительно в товарном секторе, в то время как в отрасли внешнеэкономических услуг экспорт с июля сократился на 2,3%. Не лучше обстоят дела и с инвестициями в основной капитал, которые сократились на 8,1% (при прогнозе роста на 2% в год). Одновременно практически не показывает рост розничный товарооборот (всего на 0,7%), причем в сентябре к августу и вовсе наблюдался спад на 8,1%.

В целом же, если сравнивать белорусские показатели с данными по другим странам постсоветского пространства, ситуация выглядит еще более неоднозначной. Положительная динамика ВВП оказалась характерной для большинства стран СНГ с разбежкой от 0,1% в Киргизии до 11,7% в Молдове. При этом к октябрю хуже белорусской сработали только киргизская и казахстанская экономики. Все это, как считают аналитики, говорит об отсутствии структурных изменений в Белоруссии, а рост ее ВВП связывают исключительно с внешними факторами, эффект от которых вечно длиться не может.

Ухудшает ситуацию постоянный рост цен (за январь-октябрь инфляция составила около 9%), растущие долги предприятий, сокращение числа работников, невозможность получения достаточных инвестиций из-за рубежа, западные санкции и пр. При этом стоит помнить, что основной удар по белорусской экономике ограничения ЕС и США еще не нанесли, так как большинство их них, в том числе касающиеся нефтехимического комплекса и калийных удобрений, начнут работать лишь в конце текущего года.

Таким образом, можно констатировать, что нынешнее «белорусское экспортное чудо» в основном вызвано определенным перегревом на мировых рынках и при изменении внешней конъюнктуры картина для РБ может существенно измениться. Дальнейшая ситуация будет во многом зависеть от того, как долго будет сохраняться спрос на белорусскую экспортную продукцию и какие цены на нее будут. Кроме того, существенную роль сыграют и западные санкции, потери от которых сегодня оцениваются в диапазоне от 3% до 7-13 % в зависимости от дальнейших действий ЕС и США. Поэтому все нынешние прогнозы относительно будущего белорусской экономики выглядят крайне осторожными, хотя в массе своей они в той или иной мере сводятся к одному – республике в ближайшей перспективе придется непросто.

Так, рейтинговое агентство Fitch оценивает рост ВВП Белоруссии в 2022 году лишь на уровне 0,3%, Международный валютный фонд – на 0,5%, Евразийский банк реконструкции и развития – на 0,7%. По мнению аналитиков, столь сдержанные прогнозы имеют в своей основе главную причину – нынешние успехи на внешнем рынке пока не создали новых механизмов экономического роста внутри Белоруссии. Это не означает, что страна находится на грани дефолта или экономического краха. Однако, если правительство республики не предпримет серьезных мер по модернизации экономки, нынешний эффект от высоких цен и спроса на белорусские товары может быть упущен.

Ритм Евразии. 02.12.2021

Читайте также: