Сербобольный «Газпром»

Ольга Мордюшенко


Сербия, у которой в конце года завершается контракт на поставку российского газа, смогла еще на полгода сохранить цену на газ $270 за 1 тыс. кубометров, что как минимум втрое меньше текущих биржевых цен в Европе. Речь идет не о новом контракте, а о временной мере, пока не будет заключено новое долгосрочное соглашение, на «исключительные условия» которого республика также рассчитывает. В значительной степени разница в цене для Сербии и остальной Европы объясняется тем, что Белград полностью сохранил в контракте привязку к нефти.

Сербия будет получать российский газ ближайшие полгода по $270 за 1 тыс. кубометров, заявил президент Сербии Александр Вучич по итогам встречи с Владимиром Путиным в Сочи. «Это очень хорошая цена»,— добавил глава сербской республики, отметив, что стороны также достигли понимания об увеличении объемов и о гибкости условий договора из-за неравномерности потребления газа. Так, в отопительный сезон Сербии требуется 13 млн кубометров газа в день, а в мае и июне — 4–5 млн кубометров. В 2020 году республика закупила у «Газпрома» 1,35 млрд кубометров газа. «Газпром» сообщал, что за десять месяцев 2021 года поставки в годовом выражении выросли почти вдвое.

В перспективе страна намерена наращивать импорт из России до 2,7 млрд кубометров в год.

Нынешние договоренности являются временными и будут действовать, пока стороны обсуждают условия нового долгосрочного контракта. Хотя президент Сербии уверен, что и его условия будут «исключительными». «После этих шести месяцев, зимних и самых тяжелых и дорогих, когда цена на бирже выше $1 тыс. (за 1 тыс. кубометров.— “Ъ”), а для нас — $270, у нас будет исключительная цена, увеличение поставок и, верю, гибкость»,— заявил Александр Вучич в эфире телеканала «ТВ Пинк».

В «Газпроме» не стали комментировать детали долгосрочного соглашения с Сербией, но отметили, что текущая цена для республики соответствует средней экспортной цене в Европе в 2021 году. Впрочем, потом монополия повышала текущий прогноз до $295–330 за 1 тыс. кубометров.

Источник “Ъ” на рынке отмечает, что Сербия из политических соображений может еще долго получать газ по цене намного ниже рынка.

Столь низкая цена для Сербии во многом объясняется структурой ее контракта — цена на 100% основана на нефтяной привязке, а в качестве базы для ее определения выступает период в последние девять месяцев.

Это значит, что цена на декабрь базируется на котировках примерно $70 за баррель Brent. При этом подавляющее большинство контрактов «Газпрома» в Европе имеет спотовую индексацию, а газ на споте сейчас стоит более $1 тыс. за 1 тыс. кубометров. При этом 16 октября Александр Вучич заявил в интервью местному телеканалу, что «Газпром» предлагает Сербии в новом соглашении перейти на ценовую формулу с 70-процентной долей спота и 30-процентной — нефти, что, по его словам, привело бы к росту цены до $790 за 1 тыс. кубометров. «Кто это будет оплачивать, у кого есть такие деньги? Поэтому так важна моя встреча с Путиным 25 ноября»,— говорил он.


Думаю, что мы договоримся. Во всяком случае, найдем такое решение, которое будет безусловно приемлемо для наших сербских друзей

Президент России Владимир Путин о цене на газ для Сербии, 25 ноября


В то же время страна в долгосрочной перспективе рассчитывает уйти от монополии «Газпрома» и диверсифицировать поставки газа. Как заявляла 25 ноября министр горного дела и энергетики Сербии Зорана Михайлович, сделать это власти должны до 2050 года. Она отметила, что за это время нужно заключить договоры об импорте газа из Азербайджана, Греции и Израиля. Министерство ожидает до конца месяца начала строительства соединительного газопровода с Болгарией по маршруту Ниш—Димитровград (мощность около 1,8 млрд кубометров), что позволит Сербии получить доступ к рынку СПГ через газовую инфраструктуру Греции.

Как отмечает Дмитрий Маринченко из Fitch, цена, по которой некоторые покупатели получают российский газ, коррелирует с тем, воспринимается ли в Москве тот или иной режим как дружественный.

«Поэтому, например, Молдавия в октябре платила за газ в несколько раз больше, чем Сербия»,— поясняет он.

По словам эксперта, если исходить из текущей цены на нефть и 100-процентной нефтяной привязки в контракте, газ сейчас должен стоить для Сербии около $350 за 1 тыс. кубометров. То есть с поправкой на экспортную пошлину «Газпром» недополучит около $50 за каждую 1 тыс. кубометров, или $150 млн в год, учитывая общие объемы экспорта в страну. Для российской монополии это капля в море, считает господин Маринченко.

Коммерсантъ. 25.11.2021

Читайте также: