Как Россия концептуально ответит на конфронтационный курс Запада

Сергей Жильцов, доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России


Президент Владимир Путин 18 ноября на расширенном заседании коллегии МИД РФ дал оценку отношениям России с западными государствами и определил приоритеты внешней политики на перспективу. В последние годы в мире сложилась принципиально новая расстановка сил – на смену политической конкуренции и сотрудничеству по ключевым проблемам развития пришла политика односторонних действий. Инициатором обострения отношений с Россией выступили США и ЕС, которые последовательно проводят курс на конфронтацию. Западные страны стремятся навязать России свои интересы, используя для этого политические и экономические инструменты. В последнее время для обострения ситуации, прежде всего около российских границ, Запад активнее стал использовать военные средства.

Усилия России наладить взаимодействие по ключевым проблемам мировой политики, восстановить диалог по вопросам, представляющим взаимный интерес, подвергаются жесткой критике или игнорируются западными странами. Притом что, как отметил российский президент, «Россия привержена развитию партнерских, взаимовыгодных, конструктивных отношений со всеми странами и региональными объединениями». Однако такая позиция РФ встречает неприятие. Более того, для США и ЕС стало «нормой» выдвижение российской стороне ультимативных требований. Западные страны демонстрируют неготовность к сотрудничеству, поиску взаимовыгодных решений. В результате нарастающее давление со стороны США и ЕС усиливает конфронтацию и нестабильность в международных отношениях, снижает возможности решения глобальных проблем.

В своем выступлении российский президент обратил внимание на проблему климата, которая прочно заняла одно из первых мест в повестке глобальных вопросов. В то же время Запад пытается навязать России и другим государствам свое представление о борьбе с климатическими изменениями. Как подчеркнул Путин, «наша дипломатия должна более активно противодействовать попыткам Евросоюза и США присвоить себе право единолично диктовать климатическую повестку и формировать под себя стандарты по этой теме…».

Запад активно навязывает новые стандарты в мировой экономике и мировой торговле. Политика декарбонизации рассматривается ЕС в качестве механизма влияния на Россию и другие страны, экономики которых зависят от добычи ресурсов. Реализация этой политики рассматривается в качестве инструмента получения дополнительных преимуществ. Подобная позиция отражает фундаментальные проблемы, которые накопились в экономиках развитых государств. Отсутствие эффективных путей решения экономических проблем побуждает Запад инициировать новые механизмы, направленные на получение конкурентных преимуществ, продвижение своих интересов в других государствах. Фактически речь идет о новом разделе мира, в котором США и ЕС рассчитывают занять лидирующие позиции.

В сложившихся условиях усилия России по восстановлению конструктивного сотрудничества с Западом фактически утратили смысл. Отсутствие у США и ЕС заинтересованности к восстановлению диалога, стремление разговаривать с позиции силы, ультимативные заявления не позволяют рассчитывать на долгосрочные договоренности. Предложения российской стороны по восстановлению отношений Запад даже не рассматривает и не скрывает своего негативного отношения к политике России. Притом что на протяжении длительного времени российская сторона выдвигает инициативы, направленные на нормализацию отношений с западными странами.

В этой связи встает вопрос о пересмотре подходов к реализации внешней политики, смещении акцентов к расширению сотрудничества со странами, которые готовы взаимодействовать на равноправной основе. Тем более что глава российского государства очертил ключевые направления внешней политики, на которых следует сосредоточить внимание. Среди них постсоветское пространство. Об этом на расширенной коллегии МИД России говорил российский президент, выделив роль Евразийского экономического союза. По словам Путина, «ключевой интеграционный проект – это Евразийский экономический союз», и следует «вовлекать в орбиту организации новых членов и партнеров».

Приоритетное значение стран постсоветского пространства подчеркивается во многих внешнеполитических документах России. Однако на этом направлении России зачастую не хватает активности, нечетко формулируются задачи текущей политики. Задействовано ограниченное количество механизмов продвижения российских интересов. Притом что другие государства используют широкий инструментарий. Например, Китай, Турция и другие страны для продвижения своих интересов используют культурные и образовательные центры, что позволяет формировать среди населения положительное восприятие внешней политики. Этот подход требует значительных ресурсов, однако может создать предпосылки для укрепления позиций России в странах постсоветского пространства.

В отношении этого стратегически важного для России региона назрела необходимость активизации внешнеполитического курса. Путин подчеркнул важность углубления отношений с Белоруссией, развития отношений с государствами Центральной Азии, повышение роли Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Решение этих задач следует рассматривать в контексте планов западных государств по созданию на границах России «разделительных линий» и «санитарных кордонов», формирования антироссийских альянсов. США и ЕС проводят курс на создание в ряде сопредельных с Россией государствах очагов нестабильности, поддерживают элиты, которые готовы реализовывать антироссийскую политику. Примером является Украина, которая проводит антироссийскую политику.

Конфронтация между Россией и Западом, который сознательно проводит курс на обострение отношений, нарастает. Это создает дополнительные стимулы для расширения политических и экономических отношений со странами, которые готовы искать взаимовыгодные решения. Так, российский президент отметил важность расширения сотрудничества с Китаем, Индией, странами Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна.

Конфронтационный курс Запада ставит перед Россией задачу по выработке новых подходов по отстаиванию своих интересов. Конкретные формулировки найдут отражение в новой редакции Концепции внешней политики, которая, по словам Путина, станет на ближайшие годы «дорожной картой» для МИДа и других министерств и ведомств».

Независимая газета. 21.11.2021

Читайте также: