Судьбу Приднестровья решают военные Украины и Молдавии
Новая молдавская власть во главе с президентом Майей Санду считает главным посредником в урегулировании приднестровского конфликта не РФ, как это было начиная с 1992 года, когда в регион вошли российские миротворцы, а Украину. Санду согласовывает с Владимиром Зеленским все свои действия относительно непризнанной республики на востоке Молдавии. Так, с 1 сентября Киев блокирует экспорт приднестровских грузов, а также въезд в Украину автомобилей с приднестровскими номерами. Блокада ведется с разрешения Кишинева и является одним из пунктов программы принуждения непризнанной республики к возвращению в «общий молдавский дом». О продолжении блокады как факторе воздействия на непокорный регион Санду говорила с президентом Украины во время его визита в Кишинев 27 августа. А через три дня украинские таможенники начали останавливать на КПП грузовые и пассажирские автомобили, следующие из Приднестровья.
Недавно программу по урегулированию конфликта Кишиневу предложили украинские военные. Это произошло в сентябре во время учений НАТО Rapid Trident-21 во Львовской области. В рамках маневров состоялись консультации представителей генеральных штабов Молдавии и Украины. На них и прозвучали предложения Киева по реальному урегулированию конфликта на Днестре. Кишинев их принял. В ходе консультаций обсуждалась необходимость активизации усилий по формированию единого подхода при проведении так называемых психологических операций, в рамках которых воздействие осуществляется на «умы» противника. При этом под условным противником подразумевался конкретный регион – Приднестровье.
Чтобы расположить к себе приднестровцев, Киев предложил Кишиневу пересмотреть идеологическую составляющую потенциальной операции по «принуждению Приднестровья к миру».
Так, с момента начала конфликта в 1992 году мировому сообществу рассказывалось об ущемлении прав «коренного румынского населения» «приднестровскими сепаратистами». Якобы до жителей Левобережья Днестра пытались донести идеи «Великой Румынии», а пророссийские силы этому препятствовали. Но в 1992 году конфликт разгорелся именно из-за призывов Народного фронта Молдавии об объединении своей страны с Румынией.
Учитывая российский фактор, украинцы предлагают воздействовать на умы жителей Левобережья Днестра исключительно на русском языке.
В Кишиневе с такими принципами урегулирования согласились. Молдавские СМИ пишут, что совместная психологическая операция ВСУ и Нацармии Молдавии должна быть направлена на дискредитацию руководства самопровозглашенной республики и убеждение местного населения в том, что Россия не признает независимость Приднестровья. Москва помогает региону выжить, поставляя ему дешевый российский газ, выплачивая пенсии приднестровцам – гражданам РФ. А также поддерживает на Днестре мир с помощью миротворцев РФ, которые были введены регион в 1992 году по мандату ООН. При этом переговоры по урегулированию в рамках формата «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели) уже полтора года буксуют.
Поэтому руководство Молдавии охотно взаимодействует с Киевом в том, что касается Приднестровья, а от Москвы требует только выведения российских войск со своей территории. От иных переговоров с Москвой, в том числе и газовых, официальный Кишинев отказался. Президент Майя Санду, выступая недавно на Генассамблее ООН, в очередной раз потребовала от руководства РФ выполнить взятые на Стамбульском саммите ОБСЕ обязательства и эвакуировать из Молдавии Оперативную группу российских войск вместе с боеприпасами, хранящимися на армейских складах в Приднестровье.
Независимая газета. 30.09.2021