«Шанхайский дух» сотрудничества, или 20 лет – не срок

Федор Колосков


Международная организация распадается, если перестает развиваться. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которой в этом году исполнилось 20 лет, далека от этого, поскольку ее развитию уделяют огромное внимание оба главных «двигателя» организации – Китайская Народная Республика и Российская Федерация. Так, в середине июля этого года министр иностранных дел КНР Ван И выдвинул четыре новых инициативы дальнейшего развития ШОС.

«Шанхайский дух» – объединяющее начало

Глава китайской дипломатии предложил, во-первых, всемерно развивать «шанхайский дух», который характеризуется взаимодоверием, взаимной выгодой, равноправием, консультациями, уважением многообразия цивилизаций и стремлением к совместному развитию. Руководствуясь «шанхайским духом», ШОС преодолела различия между странами, связанные с общественным устройством, историей и культурой, стала образцом межгосударственных отношений нового типа, уверен Ван И.

Понятие «шанхайский дух» было сформулировано еще на заре создания организации, вначале получившей название «Шанхайская пятерка», в которую в 1996 году вошли Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Спустя пять лет «Шанхайская пятерка» пополнилась Узбекистаном и стала Шанхайской организацией сотрудничества. Тогда и была сформулирована новая теоретическая основа международных отношений, названная «шанхайский дух».

Краеугольным камнем взаимодействия в ШОС является консенсус, и он служит источником силы и ценным достоянием развития организации. Все решения внутри организации принимаются исключительно на основе этого принципа. Стороны не придут к согласию, даже если какое-то маленькое государство условно выступит против. И уникальный опыт уважения чужого мнения способствует вовлечению небольших стран в решение вопросов регионального и глобального управления, о чём они ранее не могли даже мечтать.

Мы – мирные люди, но наш бронепоезд…

Во-вторых, китайский министр призвал в дальнейшем укреплять сотрудничество в сфере безопасности, поскольку обеспечение общей безопасности стран-членов ШОС считается в организации важнейшей миссией. Ван И напомнил, что коренной задачей Шанхайской организации сотрудничества является борьба с «тремя силами зла» – экстремизмом, терроризмом и сепаратизмом. «Мы должны создавать благоприятные и безопасные условия для экономического и социального развития всех стран ШОС», – заявил глава китайского МИД.

Изначально сотрудничество в сфере безопасности стран-членов ШОС было направлено именно против указанных выше проблем в Центральной Азии. Как указывал предшественник Ван И Тан Цзясюань, ШОС стала первой международной организацией, сделавшей идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности. Уже через год после создания, в 2002 году, было подписано соглашение о Региональной антитеррористической структуре (РАТС), предусматривающее следующее:

- координацию и взаимодействие компетентных органов стран-участниц в борьбе с терроризмом, экстремизмом, проведении антитеррористических учений;

- участие в подготовке международных документов по вопросам борьбы с терроризмом;

- формирование и пополнение банка данных РАТС, сбор и анализ информации по вопросам борьбы с терроризмом.

При этом ШОС не является военной организацией, и ее деятельность не направлена на исключительно военную защиту.

Тем не менее страны-участники регулярно проводят в рамках организации двусторонние и многосторонние учения антитеррористической направленности. Так, в ходе учений «Мирная миссия – 2018» на Урале принимало участие свыше трех тысяч военных из семи стран и более 500 единиц техники. Еще одно направление совместных усилий правоохранительных органов государств, входящих в ШОС, – борьба с незаконным трафиком наркотических средств. В частности, производимых в Афганистане и переправляемых через среднеазиатские государства, которые на сегодняшний день, за исключением Туркмении, все входят в организацию. Включая государство-наблюдатель Афганистан, стараниями американских оккупационных властей превратившийся в главного мирового поставщика наркотиков.

О том, насколько эффективна антитеррористическая деятельность в рамках ШОС, говорит тот факт, что между саммитами организации 2005 и 2006 г. на территории стран-участников усилиями РАТС было предотвращено более 450 терактов. В 2018 году Региональной антитеррористической структурой была пресечена подготовка более 360 терактов, изъято свыше 170 самодельных взрывных устройств, ограничен доступ к 165 тыс. сайтов, содержащих экстремистский контент.

Экономика – всему голова

Министр иностранных дел КНР рекомендовал постоянно совершенствовать механизмы экономического взаимодействия между государствами, входящими в ШОС. В настоящее время между членами организации уже подписаны Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, Соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок и многие другие важные документы. Организация глубоко вовлечена в реализацию инициативы «Один пояс – один путь» и уже реализовала большое количество стратегических проектов в сферах взаимосвязанности, экономики, торговли, инвестиций, энергетики и природных ресурсов. «Мы должны углубить сопряжение стратегий развития, улучшить структуру региональной интеграции и содействовать взаимной интеграции интересов», – подчеркнул Ван И.

Четвертой инициативой китайского министра иностранных дел стал призыв углублять региональное сотрудничество. Как он отметил, ШОС стала крупнейшей и наиболее населенной региональной организацией в мире с восемью государствами-членами, четырьмя наблюдателями и шестью партнерами по диалогу. «Мы должны содействовать непрерывному развитию механизма ШОС, выйти на путь регионального сотрудничества, соответствующий потребностям времени, способствовать тому, чтобы ШОС играла более активную роль в региональных и международных делах», – отметил министр.

В настоящий момент, помимо государств, создавших организацию, в ШОС вошли Индия и Пакистан, в качестве официальных наблюдателей зарегистрированы Афганистан, Белоруссия, Иран, Монголия. Существует такой институт сотрудничества, как «Партнеры по диалогу», к которым относятся Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка. Заявки на участие в ШОС в качестве государств-наблюдателей подали Бангладеш, Сирия, Египет, Израиль, Саудовская Аравия, Мальдивы, Украина, Ирак, Вьетнам, Бахрейн, Катар. При этом статус государств-наблюдателей является первым шагом к вступлению в организацию, именно через него прошли Индия и Пакистан, ставшие полноправными членами ШОС в 2015 г.

Общее пространство стран-членов ШОС составляет около 25% всей мировой территории суши, общее население – порядка  3,2 млрд человек, или 43% от мирового, а на Евразийском континенте страны ШОС занимают около 60% его территории. Суммарный ВВП на 2019 г. достигал почти 18 трлн долл. (22,3% мирового ВВП). При этом во всех странах-участниках организации наблюдается рост ВВП, наиболее динамичный – в Индии, Таджикистане и Китае (6-7%). При этом товарооборот между странами-участниками составлял от 5,7% от общего внешнего товарооборота у Китая до 88,1% у Кыргызстана (в среднем по организации – 9,1%). Несмотря на кажущуюся незначительность суммы, в денежном выражении это –          577,9 млрд долларов.

Эти показатели могут существенно вырасти как за счет интенсификации взаимной торговли между странами-участниками, так и за счет «экстенсивного» резерва – приема в состав организации новых членов, являющихся наблюдателями и подавшими заявки на статус государства-наблюдателя. Речь идёт о таких экономически неслабых государствах, как Иран, Турция, Египет, Израиль, Саудовская Аравия, Вьетнам.

В общем, перспективы для роста имеются прекрасные. Да и механизмы такого развития проверены на практике – та же инициатива Си Цзиньпина «Один пояс – один путь», уже позитивно сказавшаяся на развитии государств, включившихся в ее реализацию.

***

За 20 лет своего существования Шанхайская организация сотрудничества продемонстрировала свою жизнеспособность и привлекательность. Иначе бы не было столько желающих присоединиться к ней. Если кого-либо смущает столь противоречивый характер государств, изъявивших желание сотрудничать в ее составе, то напомним, насколько сложными были (и подчас остаются) отношения между Индией и Китаем, Индией и Пакистаном. Возможно, сглаживанию противоречий между ними и способствовал тот самый «шанхайский дух», о котором упоминал Ван И?

А вдруг ШОС и этот дух смогут стать объединяющим началом, песчинкой, способствующей кристаллизации нормальных отношений между Израилем и Саудовской Аравией, Ираном и Турцией, Ираном и Саудовской Аравией?

Ритм Евразии. 14.08.2021

Читайте также: