Армения готова к силовому решению приграничных проблем
Юрий Рокс
Министр обороны Армении Аршак Карапетян по приглашению российского коллеги Сергея Шойгу 10 августа выехал в Москву с рабочим визитом. Это первая зарубежная поездка новоназначенного министра, и закономерно, что к стратегическому союзнику. Накануне же он в Ереване принял генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) Станислава Зася, прибывшего в Армению с рабочим визитом для встречи с высшим политическим и военным руководством республики.
Согласно сообщению пресс-секретаря ОДКБ Владимира Зайнетдинова, генсек организации проинформирует армянскую сторону о ситуации, которая сложилась в зоне ответственности ОДКБ, а также о ходе подготовки к очередной сессии Совета коллективной безопасности. Станислав Зась уже встретился с Аршаком Карапетяном, и.о. министра иностранных дел Арменом Григоряном, а также с главой Совета безопасности Айком Петросяном. Во вторник планировалась встреча с премьер-министром Николом Пашиняном.
Визит Зася в Армению привлекал особое внимание тем, что его назначение на пост генсека ОДКБ сопровождалось скандалом, который устроил Ереван. Напомним, что должность эта ротационная, и по истечении полномочий действующего генсека раз в три года меняет представитель того государства организации, которое выше в алфавитном порядке. В июле 2018 года генсек Юрий Хачатуров – представитель Армении был арестован в Ереване по событиям, касающимся его прежней работы в армянских военных структурах. При этом революционная власть Армении полагала, что может заменить в ОДКБ не отработавшего положенные три года Хачатурова другим своим представителем. Но это оказалось не так.
Ереван вынужден был уступить напору Минска и Нурсултана, и генеральным секретарем ОДКБ стал представитель Белоруссии Станислав Зась. Конфликт союзники по блоку вроде исчерпали, но осадок, похоже, остался. Не способствовали улучшению атмосферы и дальнейшие события – 44-дневная армяно-азербайджанская война, последующая напряженность на границах и небольшое продвижение азербайджанских сил в глубь Армении. Ереван так и не получил поддержку, которую, казалось, ОДКБ обязан был оказать своему участнику. Каждый раз блок находил причину для дистанцирования от горячих событий на Южном Кавказе. Когда шла война, ОДКБ свое невмешательство объяснил тем, что собственно Армении Азербайджан не угрожает, а когда проблемы возникли на армяно-азербайджанских рубежах и в армянском приграничье, то объявил, что пограничными конфликтами блок не занимается, согласно собственному уставу.
С учетом этого случайной непривычную для «открытой части» встреч такого уровня речь главы Минобороны Армении Аршака Карапетяна не назвать. «Мы вас ждали еще в мае. Для Армении был достаточно напряженный период, но, к сожалению, ваш визит не состоялся. Сегодня на наших границах сохраняется стабильно тяжелая ситуация. В мае Вооруженные силы Азербайджана на двух направлениях вторглись на армянскую территорию. Мы будем решительно защищать наши территории. Мы, конечно, стремимся решить эту проблему мирным путем… но наше терпение тоже не безгранично, и при отсутствии мирного разрешения ситуации на наших границах мы оставляем за собой право решать проблему с применением силы», – заявил Карапетян, выразив при этом сожаление, что механизмы принятия решений и реагирования на кризисные ситуации в ОДКБ не соответствуют требованиям оперативной обстановки. Министр обороны проинформировал генсека о подходах Армении в ОДКБ в период своего председательства, которое начнется 16 сентября: организация нуждается в повышении эффективности и развитии военной составляющей.
К слову, эксперты скептически отнеслись к этой «заявке» Еревана, считая, что покончить с аморфностью блока Армения при наличии куда более сильных игроков, не заинтересованных в этом, не сможет. Разве что с негласной подачи и поддержки России.
О сложностях Еревана Станислав Зась достаточно подробно уже знал из встреч в МИДе и Совбезе и признал существующую для Армении угрозу из Азербайджана. Но только и всего. Если хозяева и ожидали от гостя хотя бы декларативной поддержки и осуждения политики Баку, то скорее всего остались на данный момент разочарованными. При том что после некоторого спада напряженность вдоль границ с Азербайджаном и в Нагорном Карабахе снова стала нарастать.
Пресс-служба Армии обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) сообщила о нарушении Азербайджаном режима прекращения огня на юго-западном участке (Шош–Мхитарашен): «Кроме стрелкового оружия, азербайджанские ВС применили станковый противотанковый гранатомет (АГС), выпустив в направлении армянских позиций три снаряда... С армянской стороны пострадавших нет».
Комментируя обстановку, глава МИД НКР Давид Бабаян заявил, что «Азербайджан создает военно-политический плацдарм для ведения экспансионистской политики». «Речь о разветвленной сети дорог, тоннелей, которые позволят перебрасывать большое количество войск на границу с Ираном, а также взять в кольцо российский миротворческий контингент. Отмечается серьезное военное присутствие Турции в Нахичеване и Гяндже», – сказал Бабаян, подчеркнув, что инфраструктурные проекты Баку попутно подразумевают блокаду Армении, могут создать проблему маловодья для НКР и в целом носят «откровенно милитаристскую подоплеку».
По его словам, Азербайджан осуществляет информационный терроризм и психологическое давление на жителей Нагорного Карабаха, чтобы «подорвать наш оптимизм, волю и веру». «Около 100 тыс. карабахцев покинули свои дома во время недавней войны. Сейчас подавляющее большинство вернулось, и процесс продолжается. Такая динамика не устраивает Азербайджан. Они хотят, чтобы Карабаха как такового не было», – подчеркнул Давид Бабаян.
Независимая газета. 10.08.2021