«Во многом все держится на ручном управлении»

Алексей Громыко, директор Института Европы РАН, председатель Ассоциации внешнеполитических исследований им. А. А. Громыко (АВИ);

Вячеслав Сутырин, проректор Государственного академического университета гуманитарных наук, исполнительный директор АВИ


Президент Белоруссии Александр Лукашенко во вторник прилетел в Санкт-Петербург с неожиданным визитом. Цель — переговоры с российским лидером Владимиром Путиным. Обсуждаются на таких встречах разные темы, но одна возникает непременно. Речь о перспективах углубления интеграции двух стран.

Без сомнения, роль двусторонней интеграции в деле повышения стрессоустойчивости и корректировки моделей развития России и Белоруссии только возрастает. Здесь можно сказать о следовании общемировому тренду — чем серьезнее вызовы разной природы, тем более сплоченно стремятся действовать союзники. В полной мере это относится, например, к ситуации в ЕС.

В конечном счете устойчивость любого интеграционного объединения зависит от мнения о нем простых граждан. Именно это определит и будущее Союзного государства. Так что же граждане РФ и Белоруссии получают от совместной интеграции? Ответы на этот вопрос предложены в докладе (.pdf), который был подготовлен двусторонней Экспертной группой к VIII Форуму регионов России и Белоруссии. Исследование будет представлено публике в среду.

В информационном пространстве оценки Союзного государства разнятся от катастрофических до апологетических. Истина, как всегда, лежит где-то посередине. В чем-то наши западные соседи по Европе имеют схожий опыт, пережив в последние годы отчаянные споры с Британией о плюсах и минусах ее членства в ЕС. «Брексит» произошел, и для серьезных специалистов очевидно, что от этого потеряли обе стороны, но больше всего — Лондон. Стоит ли нам наступать на те же грабли, тем более что скептиков в отношении российско-белорусской интеграции явное меньшинство?

Кооперация с Россией формирует более 50% ВВП Белоруссии, а отказ от Союзного государства привел бы к его падению сразу наполовину. Несмотря на пандемию, российский рынок остался основой для белорусской экономики — экспорт в РФ белорусских товаров в 2020 году составил $13,1 млрд, превысив средний ежегодный уровень за последние пять лет. Для сравнения, белорусский экспорт в Китай за тот же период — $0,8 млрд, в Евросоюз — €3,9 млрд. Белоруссия по итогам 2020 года вошла в тройку крупнейших торговых партнеров России.

Инвестиции из России в реальный сектор экономики Белоруссии (без банков) в 2020 году составили $3,5 млрд (41% от общего объема инвестиций в республику). По данным белорусского Минфина, в 2021 году на Россию приходится 57% внешнего госдолга республики ($10,7 млрд), на Китай — 17% ($3,2 млрд), на западных кредиторов — 15% ($2,9 млрд). В Белоруссию ежегодно приезжают более 6 млн российских туристов, а в России на постоянной основе находится более 700 тыс. белорусских граждан, половина из которых осуществляет трудовую деятельность.

Однако серьезных проблем много. Политическая и гуманитарная интеграция нуждается в новом качестве. Взаимное доверие не на высоте. Особенно мало оптимизма среди молодежи. Превалируют в основном ситуативные подходы, стратегии Москвы и Минска в отношении Союзного государства не согласованы и для общества ясно не сформулированы.

Во многом все держится на ручном управлении. Модель развития, основанная на эксплуатации полезных ископаемых и обеспечении относительной социальной стабильности за счет перераспределения ресурсной ренты, уходит в прошлое.

Законодательно относиться друг к другу как к иностранцам давно стало атавизмом. Перезрел вопрос о введении гражданства Союзного государства, не отменяющего гражданство каждой из стран. Это позволило бы расширить свободу передвижения, облегчить доступ к трудоустройству и электронным госуслугам. Нужно единство подходов в сфере налогового и таможенного администрирования. Необходим прозрачный сценарий минимизации последствий налогового маневра для белорусских нефтеперерабатывающих заводов, в том числе посредством принятия Налогового кодекса Союзного государства, унификации законодательств в сфере конкуренции.

Не получится совместного устойчивого будущего без общей промышленной политики, без ориентации союзных программ на единые стратегические приоритеты, без механизмов по привлечению инвестиций в проекты с «интеграционным эффектом». Санкционные войны с Западом надолго, поэтому требуется единая система безналичных операций и расчетов на основе платежной системы «Мир».

В последнее время много пишут, и по праву, о вводе в строй первого энергоблока Белорусской АЭС. Действительно, для Минска это прорывной проект, реализованный с помощью России. Теперь его надо использовать для выхода на новые масштабные инициативы, многие из которых к тому же обсуждают уже слишком долго. Например, много лет на уровне разговоров остается строительство высокоскоростной магистрали Минск—Москва—Санкт-Петербург.

Пора создать совместную программу академической мобильности для студентов и молодых специалистов с подачей заявок через цифровую платформу, принять общую стратегию начального и профессионального образования с едиными приоритетами. Не ясно промедление с взаимным признанием результатов ЕГЭ и белорусского Центрального тестирования. Следующим шагом должен стать унифицированный экзамен для поступления в вузы двух стран.

Военное сотрудничество Москвы и Минска гарантирует территориальную целостность Белоруссии. Но у нее до сих пор отсутствует с Крымом прямое авиа- и железнодорожное сообщение. Это не отвечает представлениям о союзничестве. Тем более что белорусские товары занимают второе место во внешнеторговом обороте Крыма — 22%.

Союзное государство будет тем устойчивее и привлекательнее, чем больше оно превратится в «союз обществ» без излишней бюрократии, без барьеров для общения, образования, совместного бизнеса, быстрых социальных лифтов для молодежи.

Решая другие, не менее важные вопросы своего внутреннего развития, каждая из двух стран должна сделать Союзное государство неотъемлемой частью своего настоящего и будущего, а не просто пространством для торгового и экономического освоения.

Коммерсантъ. 13.07.2021

Читайте также: