Союз трех стран не вышел европейским

Марина Коваленко; Георгий Двали, Тбилиси


Грузия, Украина и Молдавия испытывают «твердое желание стать членами Евросоюза». Это констатировали участники состоявшегося в Батуми первого саммита «Ассоциированного трио» — нового союза трех республик. Во встрече принял участие глава Европейского совета Шарль Мишель. Завершая свое кавказское турне, он не скупился на обещания о «беспрецедентной финансовой помощи». Но на перспективах интеграции трех стран в ЕС акцент решил не делать.

«Мы больше не будем прежними»

17-я батумская конференция «Европейский путь Грузии» прошла с небывалым размахом. В приморском городе собрались президенты Грузии, Молдавии и Украины Саломе Зурабишвили, Майя Санду и Владимир Зеленский. Встречу посетил глава Евросовета Шарль Мишель. До этого европейский дипломат побывал в рамках своего кавказского турне в Армении и Азербайджане (см. “Ъ” от 19 июля).

Состав гостей был неслучаен. И не только потому, что Украина, Молдавия и Грузия — страны, участвующие в «Восточном партнерстве» (программе сотрудничества ЕС с республиками бывшего СССР). В мае главы МИДов трех стран учредили новое региональное объединение — «Ассоциированное трио», ставящее целью «усиленное сотрудничество» в вопросах евроинтеграции. Первый саммит «трио» состоялся в понедельник с участием Шарля Мишеля.

Саломе Зурабишвили отметила, что встреча «знаменует новый шаг» на пути в ЕС. «После подписания декларации мы, три страны, больше не будем прежними. Мы еще больше сблизимся. Черное море больше не будет прежним. Оно будет символом соединения, объединения, близости в контексте трех стран»,— сказала она, оценивая важность итогового документа.

Владимир Зеленский, говоря в своем выступлении о требуемых Брюсселем от стран-кандидатов шагах, похвастался началом реформы Службы безопасности Украины и запуском программы «Большая приватизация». А Майя Санду предпочла сосредоточиться на планах: «Мы продолжим бороться с коррупцией и сможем вернуть утерянные, украденные активы». При этом члены «трио» подчеркивали: преобразования проходят в условиях различных вызовов. «Не понаслышке знаем, что такое аннексия, оккупация, война»,— напомнил украинский лидер.

Из выступлений сторон стало понятно, что задачи «трио» и ЕС не вполне сходятся. Четче всех позицию группы выразил Владимир Зеленский: «В соответствии со статьей 49 договора о ЕС, мы хотим, чтобы территория Европейского союза стала больше. И за этот выбор территории трех наших государств, к сожалению, стали меньше». Украинский лидер предупредил: «Если Брюссель не демонстрирует железную поддержку европейских устремлений трех стран, тогда кто-то демонстрирует железные мышцы своего оружия возле трех наших государственных границ». В связи с этим он даже усомнился в целесообразности проведения саммита «Восточного партнерства» в декабре 2021 года, если он не будет наполнен конкретной повесткой. «Нам не нужен саммит ради саммита, у нас гибнут люди, у нас войны»,— резюмировал господин Зеленский.

Речь Шарля Мишеля, выступившего сразу после президента Украины, между тем, была пропитана оптимизмом. О перспективах интеграции трех стран в ЕС он не упоминал, вместо этого сосредоточившись на выгодах от текущего сотрудничества.

Так, дипломат вспомнил о €2,5 млрд, которые Евросоюз выделил странам «Восточного партнерства» (помимо Грузии, Молдавии и Украины это Армения, Азербайджан и объявившая о приостановке своего участия Белоруссия) на борьбу с COVID-19, преимуществах, извлекаемых странами от cоглашений об ассоциации с ЕС и либерализации визового режима.

Поддерживать участников, как дал понять Шарль Мишель, Брюссель намерен еще больше, чем раньше. Так, дипломат анонсировал «беспрецедентную финансовую помощь» в размере €2,3 млрд.

Грузинские власти — не мечта

Сотрудничество «Ассоциированного трио» с Брюсселем омрачено не только туманными перспективами получения членства в союзе. Раздражающим фактором остается политика грузинских властей по ряду направлений.

Новый серьезный повод для разногласий, напомним, появился 5 июля, когда перед первым в истории Грузии гей-парадом (он в итоге не состоялся) в результате потасовки на проспекте Руставели пострадали десятки журналистов. Телеоператор «ТВ-Пирвели» Лексо Лашкарава был избит до такой степени, что скончался несколько дней спустя. Вину за случившееся грузинская оппозиция возложила на власти, которые не смогли остановить агрессию. Протесты с требованием отставки премьера Ираклия Гарибашвили не утихают по сей день. Последний крупный митинг — с участием оппозиции и журналистов — прошел в субботу.

На Западе не скрывали свое раздражение. Посол США в Тбилиси Келли Дегнан направила письмо грузинскому премьеру и главе МВД Вахтангу Гомелаури, в котором заявила, что погром 5 июля «бросает тень на имидж Грузии как страны, защищающей базовые права человека». «Правящая партия ("Грузинская мечта", ГМ.— “Ъ”) должна понять, что возможная европейская перспектива основана на достоинстве и уважении»,— отметил депутат Европарламента от Литвы Пятрас Ауштрявичюс.

Раскол в стране Шарль Мишель мог наблюдать воочию. В Батумском аэропорту гостя из Брюсселя встречали оппозиционные активисты с фотографиями умершего Лексо Лашкаравы. В свою очередь, сторонники традиционных ценностей собрались у гостиницы, где проходила батумская конференция, с плакатами «Нация, семья, религия — вот наши ценности. А у вас какие, Мишель?». Сам глава Евросовета лишь дипломатично отметил на конференции, что «уважение разнообразия и достоинства личности» лежит в основе ценностей Европы.

Куда большее неудовольствие у господина Мишеля вызвали темпы выполнения разработанного при его участии плана по урегулированию внутриполитического кризиса.

Напомним, что документ под названием «Европейский путь для Грузии» был подписан 19 апреля правящей партией «Грузинская мечта» и представителями оппозиции. В начале октября в стране должны пройти местные выборы, и если по их итогам ГМ не наберет как минимум 43% голосов избирателей, то, согласно плану, в Грузии будут проведены досрочные парламентские выборы. Инициатива также предполагала приостановку назначения судей в Верховный суд до проведения судебной реформы, что сделано не было.

По словам Шарля Мишеля, судебная реформа — «главная часть соглашения» и «предусловие для макрофинансовой помощи Евросоюза Грузии». «Поспешное назначение судей Верховного суда полностью не отражает результаты тех консультаций, которые были проведены с международными партнерами, а также с местными заинтересованными, вовлеченными лицами»,— возмутился он.

Впрочем, из выступления Шарля Мишеля на батумской конференции следовало, что главные страхи грузинских властей, похоже, не воплотятся в жизнь: вводить санкции против Тбилиси за невыполнение договоренностей ЕС не намерен. По крайней мере, пока.

Коммерсантъ. 20.07.2021

Читайте также: