От Александра Лукашенко отгородятся стеной

Кирилл Кривошеев


Поток нелегальных мигрантов из Белоруссии, от которого Литва страдает с начала лета, заставил Вильнюс пойти на крайние меры. Премьер-министр страны Ингрида Шимоните сообщила, что на литовско-белорусской границе, которая сейчас зачастую проходит просто по лесу, будет выстроен физический барьер. Ранее президент Александр Лукашенко заявил, что Белоруссия больше не будет сдерживать поток ближневосточных беженцев в страны ЕС: из-за санкций Запада у Минска на это нет «ни денег, ни сил».

Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните в среду сделала неожиданное заявление, которое много говорит о серьезности противостояния Вильнюса и Минска. «Мы начнем строить дополнительный физический барьер, разделяющий Литву и Белоруссию, который будет определенным знаком и определенным сдерживающим фактором для организаторов нелегальных миграционных потоков»,— сообщила она. Протяженность литовско-белорусской границы насчитывает свыше 1 тыс. км.

На сайте Sputnik Литва приводится уточнение от Ингриды Шимоните, что такие варианты, как «каменная стена» или «железная стена», не рассматриваются.

«Речь идет о заборе с колючей проволокой, который в своих целях использует армия. Такое решение может быть применено, особенно на отдельных участках»,— пояснила глава правительства.

Заявление о намерении отгородиться от Белоруссии барьером Ингрида Шимоните сделала по итогам визита в Литву главы Евросовета Шарля Мишеля. Прилетев в Вильнюс 5 июля, он 6 июля посетил границу с Белоруссией. Напомнив о том, что «граница Литвы — это граница ЕС», Шарль Мишель дал понять, что в Брюсселе активно думают над тем, как помочь Вильнюсу.

Напомним, чрезвычайное положение в связи с наплывом мигрантов было введено в Литве 2 июля, хотя увеличение потока, пусть и не такое большое, как за последнюю неделю, наблюдалось с мая. После инцидента с самолетом авиакомпании Ryanair и введения секторальных санкций со стороны Евросоюза президент Белоруссии Александр Лукашенко открыто заявил, что больше не будет сдерживать нелегальных мигрантов, стремящихся попасть через территорию его страны в Евросоюз. Однако власти Литвы уверены, что поток граждан стран Ближнего Востока и Северной Африки возник не сам по себе, а специально направляется белорусскими властями в сторону литовской границы. Тем более что с мая аэропорт Минска стал принимать новые рейсы из Багдада, на которых, по мнению Вильнюса, и прилетают желающие попасть в Евросоюз. Другая часть потока якобы направляется через Турцию — в день в Минске приземляется около девяти рейсов из этой страны.

Более того, как утверждают в Вильнюсе, с нелегальных мигрантов берут свыше €1 тыс. за возможность попасть в Евросоюз.

При этом у многих из них при задержании даже не оказывается с собой документов. Примечательна и легенда, которую озвучивают некоторые мигранты: якобы они студенты университета в Гродно, которые начали испытывать трудности и решили бежать в Европу. «Что касается ситуации со ''студентами'', там не все понятно. Подозрительно звучит — 500 студентов Гродненского университета»,— сказал журналистам заместитель главы МВД Литвы Арнольдас Абрамавичюс.

Барьер на границе в качестве защиты от мигрантов — не новая идея. Подобная стена на границе с Мексикой была одним из главных предвыборных обещаний экс-президента США Дональда Трампа. Но за его президентский срок стену целиком достроить не успели — возвели лишь 79 км новых и модифицировали 732 км ранее построенных заграждений. Его преемник Джо Байден сначала приостановил постройку стены, однако позже министр внутренней безопасности США Алехандро Майоркас допустил, что в некоторых случаях возведение отдельных секций может быть продолжено. А губернатор штата Техас Грэг Эбботт, например, пообещал достроить стену силами штата.

Однако для Литвы куда более релевантным может оказаться другое сравнение. В 2014 году, сразу после начала конфликта, проект укреплений на границе с Россией планировала строить Украина. Правда, целью была защита не от мигрантов, а от военного вторжения. Официальное название проекта — просто «Стена», но его также называли «Европейским валом» или «Стеной Яценюка» (в честь тогдашнего премьер-министра Украины Арсения Яценюка). Сроки окончания работ, изначально запланированные на 2018 год, постоянно переносились. В мае этого года Госпогранслужба Украины отчиталась, что работы завершены лишь на 51,4%.

Общую стоимость проекта оценить сложно, так как сроки сдачи проекта постоянно откладываются, а затраты растут. Между тем в 2020 году стало известно, что в общей сложности на строительство потрачено 1,7 млрд гривен, то есть примерно 5,1 млрд руб. Учитывая, что протяженность российско-украинской границы в два раза меньше, чем литовско-белорусской, проект Вильнюса может стоить примерно столько же, если укрепления будут аналогичными.

«Стена Яценюка носила чисто политический характер, а тут все же есть рациональное зерно,— сказал в беседе с “Ъ” доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачев.— Смысла в полноценной стене нет, и ее строить не будут. Иначе получится, что как минимум на уровне символа ЕС отгораживается от белорусов. Но укрепление границы — вещь естественная, и под это Литва наверняка деньги получит. Граница там не обустроена должным образом, хотя по всей логике рубежи Евросоюза должны быть на замке. Поэтому это не только политический проект, а удачное совпадение политической конъюнктуры и возможности реализовать давнюю потребность».

Коммерсантъ. 07.07.2021

Читайте также: