ОБСЕ меняет представителей на Минских переговорах
Татьяна Ивженко
С 1 августа сторону ОБСЕ в Минской переговорной группе будет представлять финский дипломат Микко Киннунен. Его предшественница, швейцарский дипломат Хайди Грау, 21 июля в последний раз участвует в видеоконференции трехсторонней контактной группы. Но кадровые ротации в составе делегации ОБСЕ вряд ли могут повлиять на результативность переговоров. В Киеве считают, что необходимо проводить саммит в Нормандском формате.
Хайди Грау была назначена спецпредставителем ОБСЕ на Минских переговорах в декабре 2019 года. Причины ее ухода не названы. Однако комментарий Грау по итогам видеоконференции, состоявшейся в конце июня, выглядел пессимистично: «В течение последних недель Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ наблюдала ухудшение ситуации с безопасностью на участках разведения сил и средств. Также миссия продолжает фиксировать использование тяжелых вооружений... Кроме того, до сих пор существуют систематические ограничения и препятствование свободному передвижению СММ ОБСЕ, а также атаки на ее беспилотные летательные аппараты. Это не позволяет СММ эффективно исполнять свой мандат».
Грау отметила, что в Минской группе не удается «согласовать конкретные меры, которые могли бы улучшить ситуацию с безопасностью». Она перечислила ряд нерешенных проблем, которые от заседания к заседанию переносятся на рассмотрение рабочих подгрупп. Среди них – разминирование территорий, восстановление инфраструктуры, меры по соблюдению режима прекращения огня, обмен удерживаемыми лицами и многое другое. Кстати, эти же вопросы значатся в повестке дня Минских переговоров на эту неделю: во вторник должны были состояться видеоконференции четырех рабочих подгрупп, на среду запланированы переговоры в формате трехсторонней контактной группы.
Украинская делегация обнародовала повестку дня, в которой есть такие пункты, как «вопрос о нарушениях режима прекращения огня со стороны вооруженных формирований РФ»; «обеспечение безопасности в зоне конфликта, соблюдение режима прекращения огня», «имплементация Минских соглашений и итогов парижского саммита в Нормандском формате (состоявшегося в декабре 2019 года)»; «продолжение разработки плана совместных шагов («дорожной карты» урегулирования. – «НГ»)». Кроме того, на рассмотрение планировалось вынести вопросы о возобновлении работы контрольно-пропускных пунктов на линии разграничения, об обмене удерживаемыми лицами, о свободном доступе представителей международных организаций на ту часть Донбасса, которую в Киеве признали «временно оккупированной».
Такие формулировки обычно вызывают протест со стороны как российской делегации, так и представителей ДНР/ЛНР. В Киеве ранее упрекали некоторых представителей ОБСЕ на Минских переговорах в лояльном отношении к республикам. В первую очередь это касалось ушедших в отставку в июне послов Тони Фриша и Пьера Мореля. Член украинской делегации Сергей Гармаш, говоря о прощальной видеоконференции этих представителей ОБСЕ, подчеркнул: «Фриш на рабочей группе пожелал всего наилучшего «гражданам Донбасса», но почему-то не вспомнил о гражданах Украины... Морель называл представителей ОРДЛО (отдельных районов Донецкой и Луганской областей, провозгласивших ДНР и ЛНР) «главами делегаций». И Евросоюз, и «большая семерка» заявляют, что Россия – сторона конфликта, а не посредник, зато их дипломаты в трехсторонней контактной группе делают все, чтобы субъективизировать ОРДЛО как «делегации» и «сторону».
В тот момент члены украинской делегации сообщили, что Хайди Грау тоже может уйти в отставку. В Киеве звучали заявления о том, что кадровые ротации в составе делегации ОБСЕ могут стать переломным моментом на Минских переговорах. Надежды были связаны с тем, что новые представители могут разделить украинский подход к проблеме. Согласно этому подходу, Россия является «государством-агрессором», а ДНР/ЛНР – «временными оккупационными администрациями». Суть минского процесса украинская сторона видит в ликвидации ДНР/ЛНР и восстановлении своей юрисдикции на всей довоенной территории Донбасса до границы с Россией. Поскольку эти позиции прямо противоречат требованиям Донецка и Луганска, согласовать компромиссный вариант урегулирования не удается с 2014 года. И вопрос вовсе не в именах спецпредставителей ОБСЕ.
На этой неделе стало известно, что с 1 августа Хайди Грау сменит на посту сотрудник МИД Финляндии Микко Киннунен. Решение приняла действующий председатель ОБСЕ, глава МИД Швеции Анн Линде. Киннунен ранее служил финским послом в Казахстане и Кыргызстане, работал в посольствах Финляндии в Москве и Вашингтоне, был сотрудником постоянного представительства Финляндии при ООН. В Киеве обращают внимание, что в департаменте финского МИД Микко Киннунен занимался вопросами противодействия гибридным угрозам.
Минская переговорная группа занимается тактическими задачами, стратегию урегулирования определяет, по идее, Нормандский формат. «В настоящее время продолжаются консультации на уровне политических советников лидеров «нормандской четверки»», цель которых – вернуться к строгому соблюдению сторонами полного и всеобъемлющего режима прекращения огня», – говорилось в сообщении украинской делегации на Минских переговорах. Глава офиса президента Украины Андрей Ермак, участвующий в переговорах советников, написал в соцсети, что в ближайшее время может состояться саммит «нормандской четверки». На стол переговоров лидеров РФ, Украины, Германии, Франции может лечь «проект ключевых кластеров по выполнению Минских соглашений, подготовленный Германией и Францией, поддержанный Украиной». «Кластеры», о которых говорит украинская сторона, – это блоки, сформированные из отдельных пунктов Минских соглашений. То есть предлагается сгруппировать пункты, посвященные обеспечению безопасности, и пункты, связанные с политическим урегулированием. «Кластерный» подход позволил бы изменить очередность выполнения пунктов. От последовательности их реализации зависит, будут ли ликвидированы ДНР и ЛНР или республики получат особый статус в составе Украины.
Независимая газета. 20.07.2021