Новые санкции усиливают интеграцию Белоруссии с Россией
Ольга Соловьева
Новые санкции усиливают зависимость Белоруссии от России, что вряд ли является целью США и Евросоюза. Списки европейских ограничений для режима Лукашенко будут обновляться уже в эту пятницу, а также на следующей неделе. Однако запретов на импорт белорусских товаров в этих санкционных списках может и не оказаться.
Евросоюз планирует 4 июня ввести санкции в отношении белорусских авиаперевозчиков из-за инцидента с принудительной посадкой авиарейса компании Ryanair в Минске. «Европейские дипломаты, как ожидается, одобрят в пятницу запрет на полеты белорусских перевозчиков в европейском воздушном пространстве», – сообщает Bloomberg. «В начале следующей недели ЕС будет обсуждать предложения по санкциям в отношении как минимум семи физлиц и одной организации. В настоящее время санкционный список, который обсуждается, включает министров, представителей ВВС Белоруссии и других связанных с авиацией лиц», – утверждает агентство.
Агентство Reuters со ссылкой на собственные источники также сообщает, что помимо озвученных мер прорабатывается вопрос введения санкций против важных для Минска секторов экономики: экспорта калийных удобрений, нефтепереработки, а также против внешних заимствований.
Новые санкции со стороны ЕС в отношении Белоруссии в ответ на принудительную посадку пассажирского самолета могут привести к снижению экспортных доходов страны, что обусловит дальнейшее сокращение и без того относительно невысоких валютных резервов Национального банка республики, считают аналитики S&P. Они предполагают, что новый пакет санкций может представлять значительно больший перечень мер, чем тот, что был принят в последние 12 месяцев. Он может затрагивать белорусские государственные финансы, транзит российского природного газа, а также возможный запрет на участие инвесторов из ЕС и США в выпусках белорусских государственных облигаций. «Если такие меры будут реализованы, они могут оказать негативное влияние на хрупкие экономические показатели, платежный баланс и финансовую стабильность Беларуси», – заявляют в S&P. Аналитики также считают, что негативное влияние санкций может быть более существенным, если ЕС присоединится к американским санкциям против нефтехимических предприятий Белоруссии. Продажа нефтехимической продукции и калийных удобрений составляет примерно треть всего экспорта Беларуси, напоминают эксперты.
«Расширение санкций потребует скоординированных действий всех стран ЕС, что может и не быть реализовано», – рассуждают в S&P. При этом влияние авиационных запретов для Белоруссии не будет слишком чувствительным. Вклад авиационной отрасли в ВВП страны и ее экспортные доходы не превышает 1%. А сильные экономические связи с Россией смягчат санкционный удар.
Но если санкции приведут к усилению изоляции Беларуси, то перспективы развития ее экономики еще в большей степени, чем раньше, будут зависеть от позиции России и готовности российского правительства оказывать поддержку Беларуси, отмечается в отчете S&P.
Зависимость от российской финансовой помощи уже сегодня высока. Минск должен до конца этого года выплатить 1,1 млрд долл. по обязательствам в иностранной валюте, при этом практически весь объем выплат уже обеспечен кредитами, полученными от России и российских государственных институтов развития, а также поступлениями от выпусков ценных бумаг на внутреннем рынке.
Первая крупная выплата основного долга по выпущенным Белоруссией еврооблигациям на сумму 800 млн долл. предстоит лишь в начале 2023-го. По мнению аналитиков, это дает белорусскому правительству время, чтобы подготовить план по их рефинансированию.
«Почти весь объем долга (более 90%) номинирован в иностранной валюте и поэтому сильно зависит от изменений валютного курса. Ежегодные (после 2021 года) совокупные платежи по обязательствам в иностранной валюте составляют 20–30% валютных резервов Центрального банка, в то время как число источников финансирования ограниченно», – подсчитали в S&P. Валютные резервы Лукашенко снижаются. В начале мая 2021-го валютные резервы Центрального банка составляли 7,3 млрд долл., что на 20% меньше, чем в конце 2019 года.
Основные белорусские кредиторы – это Россия и Китай. Причем финансирование со стороны Китая чаще всего предоставляется под конкретные проекты. Возможные новые кредитные линии скорее всего будут покрывать только дефицит бюджета и потребности в рефинансировании действующих кредитных линий.
Российские чиновники утверждают, что кредитование Белоруссии выгодно и самой РФ. «Мы поддерживаем и белорусскую экономику, и поддерживаем российскую экономику, потому что обеспечиваются расчеты перед российскими поставщиками, не будет никаких задержек в оплате… Это наш близкий и торговый партнер, экономический», – рассказывал глава Минфина Антон Силуанов. К концу марта 2020 года объем кредитов, предоставленных Минску Москвой, достиг почти 8 млрд долл. Китай предоставил Минску займов на 3,3 млрд долл.
«Россия может предоставлять новое кредитование при условии политических уступок, на которые в прошлом Беларусь не соглашалась. Альтернативный выход – соглашение с ЕС о проведении экономических и политических реформ в обмен на финансирование и инвестиции – представляется еще более отдаленным», – резюмируют эксперты S&P.
«Угрозу для экономики России может представлять разве что дефолт Беларуси по внешнему долгу, а Россия является одним из крупных кредиторов соседней страны», – говорит замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. По ее мнению, такое более чем возможно. «У Белоруссии совокупный объем госдолга на 1 мая 2021 года даже превышал размер ее ВВП за 2020 год», – напоминает она.
Большая часть выделяемых Белоруссии траншей предназначена по факту на выплаты белорусских долгов «Газпрому» и другим российским же компаниям, отмечает шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев. По его словам, без свежей подписки российскими кредитами дефолт Беларуси был бы неизбежен. «И если Европа решится на широкомасштабный скоординированный запрет закупок у Беларуси калийных удобрений, любых нефтехимических и минеральных продуктов, то без 40% экспорта финансовая система страны будет просто обречена», – уверен экономист.
Независимая газета. 03.06.2021