Лукашенко распорядился вооружить белорусов
Антон Ходасевич
В Минске утверждают, что западные санкции не способны нанести ущерб белорусскому ВПК. При этом на всякий случай развивают импортозамещение. Александр Лукашенко громко бряцает оружием, стараясь скрыть надвигающиеся проблемы, констатируют эксперты.
«Если, не дай бог, какой-то конфликт, война, каждая семья, территориальные органы должны быть вооружены всем комплексом стрелкового оружия. Тогда враг, противник будет понимать, что с нами лучше не связываться», – заявил Александр Лукашенко во вторник, заслушав доклад об итогах работы и перспективах развития ВПК. «Мы не собираемся кого-то побеждать. Мы должны нанести неприемлемый ущерб противнику и должны защитить сами себя и свои семьи», – добавил он. По мнению Лукашенко, это невозможно без собственного производства стрелкового оружия.
«Мы должны минимум оружия производить у себя. Потому что всякое может случиться, и надеяться на заморского какого-то дядю, что нам привезут оружие, не стоит. Надо иметь свое», – уверен он. Разворачивая собственное производство, Белоруссия намерена воспользоваться российским опытом. «Россия – она абсолютно не против, чтобы мы по их технологиям разворачивали здесь производство», – уверен Лукашенко.
Как следовало из сказанного по итогам доклада председателем Государственного военно-промышленного комитета Дмитрием Пантусом, работа по созданию производства стрелкового оружия и боеприпасов к нему уже идет. Для этого на территории Оршанского района сформирован научно-производственный кластер «Устье». «Сегодня там пять новых цехов, объектов, где мы производим, модернизируем определенные типы стрелкового оружия. Часть этих видов уже стоит на вооружении Вооруженных сил Беларуси. Освоено серийное производство уже трех типов патронов. Работа в данном направлении будет продолжена», – цитирует Белта Дмитрия Пантуса.
Александр Лукашенко заявил, что вводимые странами Запада санкции не способны повлиять на работу ВПК, поскольку этот сектор «не имеет таких разветвленных связей с теми, кто угрожает нам санкциями». «Те, с кем мы сотрудничаем в области создания вооружений, – Россия, Китайская Народная Республика, другие, Турция, – у нас с ними хорошие отношения, поэтому будем надеяться, что вот эти угрозы санкционные, они не столь влияют на ВПК нашей страны», – выразил надежду Лукашенко.
Тем не менее, как следовало из сказанного Дмитрием Пунтусом госжурналистам, проблемы с поставками комплектующих есть. «Мы дополнительно провели работу по импортозамещению, разработана и действует программа по импортозамещению на ближайшие три года. В соответствии с программой планируется в 2022 году заместить продукцию на сумму до 77 млн долл.», – сообщил он.
Когда речь идет о работе ВПК, то до сведения общественности доводится минимум информации. Комментируя «НГ» нынешнее совещание у Александра Лукашенко, военный эксперт Егор Лебедок заявил, что главное в его повестке дня – функционирование ВПК в условиях санкций объявленных и необъявленных (самостоятельный отказ иностранных организаций работать с белорусскими предприятиями ВПК). «Несмотря на типовую браваду – «ограничительные меры не повлияют на работу военно-промышленного комплекса», – влияние уже есть, и заметное», – утверждает эксперт. «Поскольку в последние годы ВПК старались ориентировать на экспорт, то важным стало изготовление продукции с применением зарубежных комплектующих и материалов (стали, двигателей, оптоэлектроники и т.д.). Прекращение поставок таких комплектующих в Беларусь вполне может снизить привлекательность продукции для иностранных заказчиков, в том числе для ближневосточных, которые в большей степени предпочтут американские и немецкие двигатели, например, китайским», – сказал он «НГ».
Все остальные громкие и угрожающие заявления про войну и вооружение «каждой семьи» были призваны закамуфлировать реальное беспокойство, чтобы не подрывать свой имидж в глазах иностранных партнеров, «которые ради прибыли могут пойти на риск поставок или перепродажи», полагает Лебедок. «Для повышения значимости сегодняшней встречи вновь использовали тему угрозы войны, которая идет рефреном по всем событиям с августа 2020 года», – подчеркнул эксперт. «Говоря о вооружении каждой семьи, речь, конечно, Лукашенко ведет не буквально о вооружении всех, а о территориальных войсках, в которых формируются сугубо стрелковые роты и батальоны», – уточнил Егор Лебедок.
Что касается развития производства стрелкового оружия, что было вынесено в публичное пространство, то тут, вероятнее всего, речь тоже идет об экспортных планах. «Для вооружения территориальных войск, о которых говорил Лукашенко, вполне хватило бы запасов советского оружия, которого было предостаточно на складах», – считает эксперт. Когда заявляется о производстве в Оршанском районе, по его мнению, речь, вероятнее всего, идет «о масштабировании производства» стрелкового оружия и патронов на базе российских комплектующих и материалов, созданного пару лет назад на базе ОАО «Кидма Тек». Впрочем, самостоятельность этого производства также весьма относительна. «Без перехода на собственное производство пороха, всех комплектующих и т.д. такое производство не является полноценным импортозамещением, поскольку сохраняется все та же зависимость от «заморского государства», – констатировал Егор Лебедок.
Интересно, что под «заморским государством» в данном случае может подразумеваться только Россия, считает собеседник «НГ». «Дело в том, что в Белоруссию только одно государство поставляет оружие – Российская Федерация: и стрелковое, и артиллерийское, и авиационное и др. (исключение – РСЗО «Полонез» и ряд снайперских винтовок и пистолетов для спецподразделений, но их доля невелика). Употребление здесь «заморского» – это лишь подкрепление пропагандистской линии борьбы с коллективным Западом», – сказал он.
Эксперт напомнил, что в 2018 году Александр Лукашенко прямо признавался, что не может рассчитывать даже на Россию в таком деликатном вопросе, как поставки оружия. «Не факт, что нам помогут, если вдруг что-то случится… кроме России, наверное, нам рассчитывать не на кого. И даже на Россию мы не можем на 100% положиться. Хорошо, сегодня Путин и прочие, он понимает нас, я понимаю его. Мы вместе как-то действуем (и то не всегда). А что будет завтра? Поэтому надо иметь самое необходимое свое оружие – стрелковое, для мобильных войск технику – то, что мы можем создавать», – говорил руководитель Белоруссии. «Тогда у Лукашенко было больше возможностей для маневра в торге по интеграционным картам с Путиным, поэтому он мог упомянуть Россию прямо. Сейчас же таких возможностей у Лукашенко нет, и потому Россия превратилась в «заморское государство», – резюмирует Егор Лебедок.
ВПК Белоруссии – это значимый экспортер для страны и заметный игрок на мировом рынке. Последние озвученные данные по экспорту касались итогов 2018 года. Тогда Белоруссия продала оружия более чем на 1 млрд долл. Тогда же, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира, Белоруссия входила в двадцатку крупнейших мировых экспортеров вооружений. Итоги поставок за рубеж в 2019 и 2020 годах не озвучивались, что эксперты склонны были истолковывать как нежелание сообщать о снижении объемов. Белоруссия поставляет свою продукцию и услуги по ремонту вооружений в Россию, Азербайджан, Казахстан, Китай, Мьянму, Лаос, Индонезию, Бангладеш, Индию, ОАЭ, Сербию, Болгарию, Уганду, Анголу.
Значимость для Беларуси ВПК как экспортера возрастает в свете уже начавших действовать с 3 июня санкций США в отношении нефтехимических предприятий, а также обещаний ЕС принять уже 21 июня секторальные экономические санкции в отношении нефтепереработки и калийной отрасли. По предварительным оценкам экономистов, только прямые финансовые потери могут достичь 4 млрд долл.
Независимая газета. 08.06.2021