Досрочные выборы в Армении: поводы для всплеска протестных настроений возникнут уже в самое ближайшее время

Айк Халатян, журналист, политический обозреватель, эксперт РСМД


В Армении 20 июня 2021 г. прошли досрочные парламентские выборы, на которых, согласно предварительным данным ЦИК, убедительную победу одержала правящая партия «Гражданский договор» премьер-министра Никола Пашиняна. Несмотря на проводимый пересчет голосов на некоторых участках, утверждения оппозиции о многочисленных нарушениях в ходе голосования и массовом использовании властями админресурса, обращение в Конституционный суд с целью признания выборов недействительными, вряд ли противникам властей удастся оспорить их итоги. Ведущие мировые державы уже признали результаты выборов, а международные наблюдатели заявили об отсутствии серьёзных нарушений, которые могли бы повлиять на исход голосования.

Результаты выборов

Несмотря на тяжелое поражение в войне, сдачу Азербайджану 75% территории Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха), тысячи погибших, оставшихся в азербайджанском плену армянских военнослужащих и гражданских лиц, а также присутствие азербайджанских войск на территории самой Республики Армения, Н.Пашиняну удалось вновь одержать победу на выборах. Фактически армянское общество своим голосованием показало, что социальные вопросы, а точнее — обещания хорошей жизни без особых усилий со стороны самих граждан и отъем имущества «старой элиты» для него важнее, чем вопросы безопасности и будущее Арцаха, на чем делали упор главные конкуренты Н.Пашиняна на выборах.

Как и прогнозировали эксперты, исход выборов решила низкая явка. Если в 2018 г. в голосовании приняли участие 48,63% избирателей, то на этих выборах явка составила 49,4%. И, несмотря на все свои усилия, оппозиции не удалось добиться более активного вовлечения народных масс в избирательный процесс. Было ясно, что при низкой явке ядерный электорат Н.Пашиняна вкупе с админресурсом обеспечат ему победу.

На этом фоне Н.Пашинян хоть и набрал в абсолютных цифрах существенно меньше, чем на выборах 2018 г., однако даже с помощью менее 1/4 голосов зарегистрированных в Республике избирателей получил уверенное большинство в парламенте — предположительно 71 мандат в 105–107 местном парламенте. Из включенных в избирательные списки на выборах 2 595 334 избирателей за него проголосовали 687 414 человек — почти 54% принявших участие в голосовании. В 2018 г. за него проголосовали 884 456 человек — 70,43%. Причем Н.Пашинян уверенно победил даже в считавшихся наиболее оппозиционно настроенными регионах — в Ереване и Сюникской области.

Главным конкурентом Н.Пашиняна на этих выборах стал блок «Айастан» («Армения»), возглавляемый экс-президентом Робертом Кочаряном. За него проголосовали 268 300 человек — 21,4% избирателей. И хотя, согласно предвыборным опросам, у него были примерно равные с «Гражданским договором» шансы на победу, результат голосования стал для блока неприятным сюрпризом. Тем более, что 18 июня в Ереване на заключительном митинге перед выборами альянсу удалось собрать, по разным оценкам, в 2-2,5 раза больше людей, чем Н.Пашиняну за день до этого. В новом парламенте блок «Айастан» будет представлен предположительно 27–29 депутатами.

Третьей политической силой, прошедшей в новый парламент, стал блок «Честь имею», который сформировали бывшая правящая Республиканская партия Армении (РПА) экс-президента Сержа Саргсяна и партия «Отечество» экс-главы Службы национальной безопасности (СНБ) Артура Ванецяна. Он набрал 5,23% голосов (66 647 человек). И хотя для блоков избирательный барьер в Армении составлял 7%, благодаря требованию законодательства о наличии в парламенте как минимум трех сил «Честь имею» получил возможность оказаться в законодательном органе и получит семь мандатов.

Все остальные политические силы — а всего в выборах участвовала 21 партия и четыре блока — набрали менее 20% голосов избирателей. И эти голоса, согласно требованию законодательства, были распределены между прошедшими в парламент силами.

Переформирование политического поля

Фактически 20 июня произошло кардинальное переформирование политического поля. Впервые с 2007 г. в парламент не прошла партия «Процветающая Армения» (ППА), лидером которой является один из богатейших предпринимателей Армении Гагик Царукян. ППА не смогла преодолеть 5% барьер для партий, набрав 3,96% (8,27% в 2018 г.). При этом надо отметить, что с 2007 г. «Процветающая Армения» всегда уверенно занимала второе место. И хотя руководство партии заявляет о своём намерении продолжить политическую борьбу вне стен парламента, есть большие сомнения, что ППА вернет себе прежние позиции.

Аналогичная ситуация у второй оппозиционной партии парламента прошлого созыва — «Просвещенной Армении». Она набрала всего 1,22% против 6,37% в 2018 г. И пока сложно прогнозировать, как на ней скажется внепарламентский статус, тем более учитывая отсутствие собственных серьезных источников финансирования.

Прошедшие выборы также показали, что на фоне растущего в армянском обществе разочарования военно-политическим союзом с Россией из-за отсутствия видимой поддержки Москвы во время осенней войны в Карабахе, и тем более после вторжения азербайджанских войск на территорию Сюникской и Гегаркуникской областей Армении в мае 2021 г., существенно вырос рейтинг прозападных сил. Так, партия «Республика» получила 3,04% голосов, а «Блок демократов. Ширинян-Бабаджанян» — 1,5%. Это в случае объединения прозападных сил дает им реальные шансы на попадание в парламент в результате следующих выборов. Тем более если учитывать, что анонсированный Н.Пашиняном еще до выборов процесс демаркации и делимитации границы с Азербайджаном при посредничестве России, который, возможно, будет сопровождаться сдачей Ереваном стратегически важных территорий (Баку претендуют на бывшие анклавы Азербайджанской ССР на территории Армении, через которые проходят стратегически важные дороги в Иран и Грузию), неизбежно вызовет усиление антироссийских настроений в армянском обществе. Сами власти во главе с Н.Пашиняном, чтобы перевести с себя стрелки «народного негодования», назначат именно Россию главной виновницей этих уступок, как это было ранее сделано в вопросе переговорного процесса по Карабаху и отказа от защиты собственных границ в мае.

Примечательно, что во время агитационной кампании именно партия «Республика» и блок «Ширинян-Бабаджанян» яро критиковали Россию и Р.Кочаряна, и при этом открыто заявляли о своей готовности сформировать коалицию с Н.Пашиняном в случае прохождения в парламент (они сотрудничали с властями и до выборов). По всей вероятности, команда Н.Пашиняна будет готовить эти силы для предстоящих выборов, появления в следующем парламенте открыто прозападной силы в качестве своего сателлита или псевдооппозиции.

Парадоксально, но несмотря на постоянно звучащие в СМИ и соцсетях надежды на появление «третьей силы», которая станет альтернативой как Н.Пашиняну, так и бывшим властям, эти выборы показали, что именно в «бывших» общество видит единственную реальную альтернативу нынешнему руководству. И надо отметить, что в новом парламенте будут исключительно враждебно настроенные к Н.Пашиняну силы, что наглядно демонстрирует радикализацию армянского общества. У правящей партии — в отличие от парламента прошлого созыва — не будет возможностей для закулисных сделок с оппозиционными фракциями.

На этих выборах с большим отрывом среди оппозиционных сил победил блок «Айастан» экс-президента Роберта Кочаряна. Его представители уже заявили, что намерены продолжить борьбу за отстранение Н.Пашиняна от власти. «Мы продолжим нашу борьбу. Парламентская борьба усилит нашу уличную борьбу. У нас есть активные сторонники, большой опыт уличной борьбы. Эти выборы изменили политический ландшафт. Наш вход в парламентскую борьбу стал чем-то вроде цунами. Мы будем поддерживать этот темп и динамику. У нас есть потенциал во всех отношениях», — заявил лидер блока, экс-президент Роберт Кочарян.

При этом он уверен, что действующая власть не извлекла никаких уроков из своих ошибок, приведших к потере Арцаха, экономическому и политическому кризису, и продолжит работать в прежнем стиле, что приведет к еще одним внеочередным выборам. «Это означает, что страна не выйдет из внутриполитического кризиса, нас ждут еще одни внеочередные выборы. Это будет продолжаться перманентно, пока они не поймут, что так проводить внутреннюю политику просто нельзя», — отметил он.

Главным союзником и в то же время конкурентом Р.Кочаряна в борьбе против действующих властей будет команда экс-президента Сержа Саргсяна и его зятя, бывшего посла Армении в Ватикане Микаэла Минасяна. Даже несмотря на то, что им не удалось преодолеть избирательный барьер, РПА попала в новый парламент благодаря требованию законодательства о присутствии как минимум трех политических сил в законодательном органе. И команда С.Саргсяна также намерена дождаться новых ошибок и неудач правительства Н.Пашиняна, дабы попытаться использовать новый всплеск народного недовольства.

При этом поводы для всплеска протестных настроений возникнут уже в самое ближайшее время — например, возможные демаркация и делимитация границы с Азербайджаном, что пообещал сделать после победы на выборах Н.Пашинян. А учитывая, что действующая власть в своих отношениях с Баку руководствуется принципом «мир любой ценой», это соглашение, скорее всего, будет реализовываться за счет армянских интересов.

Сам Н.Пашинян по своему обыкновению попытается отвлечь внимание общества от внешнеполитических проблем борьбой с бывшими властями. Тем более, что это он уже анонсировал в своей предвыборной кампании, заявив, что ему нужен «стальной мандат» вместо «бархатного мандата» 2018 г. И на митинге 21 июня, на котором Н.Пашинян со своими сторонниками праздновал победу на досрочных выборах и где ему вручили символический «стальной мандат» на установление «диктатуры закона», премьер призвал прежнюю правящую элиту начать переговоры «о возвращении украденного, что послужит социально-экономической повестке Республики Армения». Он также заявил, что «Армения дала мандат правительству, (его) политической команде установить диктатуру закона и права в стране, народ совершил стальную революцию».

По мнению команды Н.Пашиняна, удар с помощью закона        «О конфискации имущества, полученного незаконным путем» по финансовым потокам оппозиции лишит ее возможности реванша и нейтрализует угрозы действующей власти. С этой целью продолжится и давление на оппозиционные СМИ, в том числе и с помощью законодательных ограничений.

С учетом всего вышеперечисленного, хотя сам Н.Пашинян и считает, что начавшийся в Армении 9 ноября (в этот день было подписано трехстороннее соглашение о прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе) политический кризис преодолен, по всей видимости, внутриполитическая напряженность сохранится. И если после выборов Н.Пашиняну удастся в той или иной степени подавить оппозиционные настроения в госаппарате и силовых структурах, то пока неясно, как он намерен нормализовать отношения с важнейшими национальными институтами и структурами, в частности с Армянской апостольской церковью, ведущими армянскими организациями и предпринимателями из диаспоры.

РСМД. 24.06.2021

Читайте также: