В отношениях США и союзников по НАТО – ренессанс
Алла Левченко, политолог
Госсекретарь США Энтони Блинкен в ходе начинающегося визита в Брюссель намерен подтвердить стремление своей страны к укреплению сотрудничества с НАТО. «Госсекретарь воспользуется этой возможностью для того, чтобы подтвердить приверженность США трансатлантическому альянсу как важному партнерству в достижении наших совместных целей», – говорится в заявлении руководителя пресс-службы американского внешнеполитического ведомства Нед Прайс.
На днях НАТО отметило 72-ю годовщину со дня основания. Сегодня Североатлантический альянс переживает сложный период, хотя неверно утверждать, что когда-то было «золотое время» американо-европейских отношений. Они всегда осложнялись внутренними противоречиями и структурными дисбалансами. Тем не менее мы являемся свидетелями существенной трансформации международно-политической реальности в сравнении с той, при которой формировался альянс. И главные вопросы заключаются в том, как будет происходить адаптация НАТО к новым параметрам миропорядка, какие стратегии изберут доминирующие акторы и чем завершатся попытки нынешних политических лидеров возродить либеральный дух союзников.
Новая администрация США под руководством Джозефа Байдена решительно выступила за восстановление и обновление международных союзов. Лейтмотивом выступлений как Байдена, так и Блинкена стал призыв к консолидации демократических государств в борьбе против авторитарных режимов, продвижению американских национальных интересов с помощью дипломатии и трансляции высоких нормативно-идеологических принципов. В своей первой программной речи госсекретарь США изложил основные принципы, на которых будет строиться американская внешняя политика: возращение лидерства и вовлеченности Америки в международные дела; укрепление альянсов; продвижение и усиление демократических начал в мире.
Интересно то, что так часто провозглашаемый американскими политиками либеральный идеал не всегда является пустой спекуляцией в политических дебатах, но действительно глубоко укоренен в американском политическом сознании. Политическая культура и Я-концепция США основываются на непоколебимой вере в избранность и исключительность американской нации, которая призвана охранять и утверждать ценности свободы личности, верховенства закона и демократии. Неудивительно, что США оказались склонны проецировать либеральную идеологию во внешнюю политику, что характеризуется стремлением распространить либерально-демократическое общественное устройство по всему миру, порой без учета специфики обществ и политических систем потенциальных реципиентов.
Опасность нынешней ситуации в том, что присущие американской политической культуре принципы, идеалы и ценности снова могут подвергнуться излишней политизации. Приверженность либерально-демократической ценностной повестке априори создает глубинные разделительные линии между США–Европой и Китаем, США–Европой и Россией, так как основывается на противопоставлении. Кроме того, амбициозность стремления выступать в качестве образца и примера наилучшего политического устройства заведомо ставит всех сколько-нибудь несогласных в подчиненное положение, не оставляя возможности для равноправного сотрудничества.
Аналогичным образом эта идейная константа вероятнее всего не сможет помочь в объединении и консолидации трансатлантических союзников, которые, судя по всему, больше нуждаются в четкой прагматичной стратегии взаимодействия с великими державами. Европейские лидеры восторженно приветствовали избрание президента от Демократической партии США, поддержали его намерения укрепить ослабленные форматы международного сотрудничества и занять активную позицию в мировых делах. Однако на практике европейцы не готовы к жесткой конфронтации и соперничеству с Китаем и Россией, не желают выбирать определенную сторону и хотели бы оставить за собой возможность для лавирования через механизмы многостороннего сотрудничества.
Так, несмотря на известное недовольство Вашингтона интенсификацией экономических связей между Европой и Китаем, Евросоюз не отказался от заключения Всеобъемлющего соглашения об инвестициях с Китаем (22 января 2021 года), как раз в дни официального вступления Байдена в должность. Германия не отказалась от реализации совместного с Россией проекта по строительству газового трубопровода «Северный поток – 2», который президент США считает «плохой сделкой для Европы». Очевидно, что европейские союзники находятся в весьма затруднительном положении и, вероятно, в будущем попытаются сыграть роль своего рода проводника и медиатора в отношениях между США и их стратегическими соперниками. Но сегодня это больше похоже на хаотичное движение от одного центра к другому без осознания конечной цели и перспективы.
Надо понимать, что Североатлантический альянс формировался в условиях идеологического противостояния капиталистической и социалистической систем как сообщество государств, приверженных либеральным принципам свободы, индивидуализма и верховенства права. В концептуальном документе организации, принятом в 1949 году, союзники идентифицировали себя как объединение государств с общими ценностями, принципами и идеалами, которые определяют их как единое целое. Идеология атлантического союзничества формировалась в постоянном антагонизме с конкурирующей системой ценностей, во всестороннем противопоставлении и отрицании. Именно эта определяющая черта либерализма во внешней политике предопределяет жесткое идейное противостояние и борьбу и практически исключает возможности для консенсуса и примирения. В этом опасность увлечения либеральной повесткой при реализации внешнеполитической стратегии, которая может вступить в конфликт с новой международно-политической реальностью, уже сейчас наполненной потенциально взрывоопасными и разрушительными противоречиями.
Независимая газета. 13.04.2021